Начало   Статьи   Веб-каталог   Энциклопедия   Гостевая книга   Почта

Церковь и Интернет

Документы Апостольского Престола

I. Вступление

1. Интерес Церкви к Интернету - одна из форм проявления ее давнего внимания к СМИ в целом. Церковь считает масс-медиа результатом исторически обоснованного научного прогресса, благодаря которому человек "достигает все большего развития в постижении бесценных богатств, заключенных в сотворенном мире" (Иоанн Павел II. Энциклика "Laborem exercens", п. 25. Ср. II Ватиканский Собор. Пастырская Конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes", п. 34). Она неизменно настаивала на том, что современные СМИ, как учит II Ватиканский Собор, - это поразительные технические изобретения (см. Декрет о средствах массовой коммуникации "Inter mirifica", 1). Они уже сделали многое для того, чтобы ответить на нужды человека и смогут в значительной степени продвинуться на этом поприще.

Таким образом, подход Церкви к средствам массовой информации по своей сути позитивен (см., например, "Inter mirifica"; Послания Папы Павла VI и Папы Иоанна Павла II к Всемирным дням средств массовой коммуникации; Папский Совет по средствам массовой информации. Пастырская инструкция "Communio et progressio", Пастырская инструкция "Пропаганда порнографии и насилия в СМИ: пастырский ответ", Пастырская инструкция "Aetatis Novae", "Этика рекламы", "Этика СМИ"). Документы Папского Совета по средствам массовой информации осуждают случаи злоупотребления СМИ; в то же время, их основная цель - подчеркнуть, что "по отношению к масс-медиа Церковь не может руководствоваться исключительно соображениями цензуры" ("Пропаганда порнографии и насилия в СМИ", п. 30).

Обращаясь к словам энциклики "Miranda Prorsus", оглашенной Папой Пием XII в 1957 г., Пастырская инструкция по СМИ "Communio et progressio" (опубликована в 1971 г.) подчеркивает следующий аспект: "Церковь видит в масс-медиа дар Божий, который, по Его провиденциальному замыслу, созидает узы братства между людьми и тем самым помогает им быть сотрудниками Божественного замысла о спасении рода человеческого" ("Communio et progressio", п. 2). Это утверждение остается в силе, и такую же позицию мы занимаеи по отношению к Интернету.

2. Церковь учит, что история общения между людьми подобна долгому путешествию "от самоуверенной попытки построить Вавилонскую башню (итогом которой стало смешение языков и взаимное непонимание) ко дню Пятидесятницы и дару языков: восстановлению, благодаря действию Святого Духа, общения, центром которого стал Иисус" (Иоанн Павел II. Послание к XXXIV Всемирному дню средств массовой коммуникации. 4 июня 2000 г.). Через жизнь, смерть и Воскресение Христа "общение людей обретает в Боге, Который стал человеком и нашим братом, высокий идеал и непревзойденный образец" ("Communio et progressio", п. 10).

Современные СМИ представляют собой культурный фактор, играющий определенную роль в истории. II Ватиканский Собор подчеркивает, что, "хотя земной прогресс следует старательно отличать от возрастания Царства Христова, он все же имеет немалое значение для Царства Божия, поскольку может помочь лучшему устроению человеческого сообщества" (II Ватиканский Собор. Пастырская Конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes", п. 39). Рассматривая СМИ в свете этих слов, мы видим, что "эти средства оказывают роду человеческому немалую помощь, поскольку они весьма способствуют отдыху и воспитанию духа, а также распространению и укреплению Царства Божия" ("Inter mirifica", п. 2).

В наши дни все вышесказанное особым образом применимо к Интернету. Благодаря ему в бизнесе, образовании, политике, журналистике, отношениях между народами и различными культурами происходят поистине революционные изменения, которые затрагивают не только способы коммуникации, но и само мироощущение человека. В сопутствующем документе, озаглавленном "Этика Интернета", мы обсуждаем эти аспекты с точки зрения этики (см. Папский Совет по средствам массовой информации. "Этика Интернета"). В настоящем документе мы рассмотрим связь Интернета с религией, особенно - с Католической Церковью.

3. Церковь двояко относится к средствам массовой информации. С одной стороны, она поощряет благоразумное развитие и использование СМИ ради прогресса человечества, укрепления справедливости и мира. Это способствует тому, что общество - как в местном, национальном, так и в планетарном масштабе - созидается в свете общего блага и в духе солидарности. Подчеркивая огромное значение масс-медиа, Церковь стремится вести "честный и почтительный диалог с теми, кто отвечает за развитие СМИ" - диалог, главным образом, в области формирования политики средств массовой информации и коммуникации ("Aetatis Novae", п. 8). "Церковь считает, что этот диалог подразумевает стремление понять масс-медиа (их цели, образ действия, типы и жанры, внутреннюю структуру и модальность), а также стремление поддержать и поощрить всех, кто вовлечен в сферу СМИ. На основе взаимопонимания и взаимной поддержки возможно предложить действенные пути для устранения препятствий, мешающих прогрессу человечества и проповеди Евангелия" (Там же).

Однако точка зрения Церкви также связана с коммуникационной деятельностью, осуществляемой как самой Церковью, так и внутри нее. Этот процесс состоит не столько из технической стороны, т. к. "он берет свое начало в общении любви Божественных Ипостасей и их общении с нами"; таким образом, Тринитарное общение воплощается и "достигает человека. Сын - Предвечное Слово Отца; в Иисусе Христе и через Него, Сына и Воплощенное Слово, Бог открывает людям Себя и спасение" ("Этика СМИ", п. 3).

Бог продолжает общаться с человечеством в Церкви - хранилище и сокровищнице Его Откровения. Лишь ее живому Учительству Он доверил миссию аутентичного истолкования Своего Слова (ср. II Ватиканский Собор. Догматическая Конституция о Божественном Откровении "Dei Verbum", п. 10). Более того, сама Церковь - это communio, общность людей, соединенных в Евхаристическом общении, проистекающем из единства Троицы и отражающем его ("Aetatis Novae", п. 10). Таким образом, общение - сущность Церкви. Именно поэтому "практика церковной коммуникации должна быть образцовой и отражать высшие критерии истинности, ответственности, внимания к правам человека и другим соответствующим принципам и нормам" ("Этика СМИ", п. 26).

4. Три десятилетия тому назад в "Communio et progressio" подчеркивалось, что "современные масс-медиа предлагают новые пути для встречи человека с Благой Вестью" ("Communio et progressio", 128). Папа Павел VI отмечал, что Церковь "почувствовала бы себя виноватой перед лицом Господа" если бы не стала использовать СМИ для евангелизации (Апостольское обращение "Evangelii nuntiandi", 45). Папа Иоанн Павел II назвал средства массовой информации "главным Ареопагом современности" и провозгласил, что "недостаточно использовать масс-медиа только для распространения христианского благовестия и подлинного Учения Церкви. Необходимо привить это послание к "новой культуре", созидаемой современными СМИ" (Энциклика "Redemptoris missio", п. 37). Все это в наши дни стало еще более насущным не только потому, что средства массовой информации все больше влияют на мироощущение человека, но также потому, что "опыт человека в наши дни в немалой степени оказывается опытом СМИ" ("Aetatis Novae", п. 2).

Все вышесказанное относится и к Интернету. Хотя мир СМИ "порой кажется враждебным по отношению к проповеди христианства, тем не менее, он может предложить уникальные возможности для того, чтобы возвестить спасительное Слово Христа всему человечеству. <...> Возможности Интернета неоценимы для передачи истин веры любому человеку, т. к. они позволяют миновать множество границ и барьеров. Такая аудитория намного превосходит воображение любого из предшествующих проповедников Евангелия... И католики не должны бояться распахнуть двери СМИ для Христа, чтобы "проповедовать на кровлях" всему миру" (Иоанн Павел II. Послание к XXXV Всемирному дню средств массовой коммуникации, п. 3. 27 мая 2001 г.).

II. Возможности и задачи

5. "Коммуникация в Церкви и общение, которое она осуществляет, заключено в провозглашении Благой Вести Иисуса Христа. Это подразумевает проповедь Евангелия - пророческого, освобождающего Слова - нашим современникам; это - свидетельство о Божественной истине и сверхъестественном достоинстве человеческой личности перед лицом радикального обмирщения; это - свидетельство о справедливости и единстве людей, народов и культур, приносимое в солидарности со всеми верующими, невзирая на конфликты и разделения" ("Aetatis Novae", п. 9).

Поскольку возвещение Благой Вести человеку, воспитанному на мультимедийной культуре, требует внимания к особенностям СМИ, то в настоящее время Церкви необходимо научиться понимать Интернет. Это важно для эффективного общения с людьми - в особенности с молодежью - с головой погрузившимися в постижение новых технологий, а также для того, чтобы научиться благоразумно использовать Всемирную сеть.

Масс-медиа дают религии огромные преимущества и возможности. "Они передают информацию о событиях в религиозной жизни, о течениях и отдельных личностях; они представляют собой орудия евангелизации и катехизации. День за днем они укрепляют вдохновение, поощряют и помогают присоединяться к богослужениям тем, кто не может выйти из дома или покинуть стены особых церковных институтов" ("Этика СМИ", п. 11). У Интернета есть немало преимуществ. Он помогает человеку немедленно и непосредственно приобщиться к важным источникам знаний по религии и духовности - библиотекам, музеям, местам Богопочитания, документам Учительства Церкви, трудам Отцов и Учителей Церкви, а также к сокровищнице многовековой религиозной мудрости. Он обладает удивительной способностью преодолевать расстояние и одиночество, помогает человеку вступать в контакт с единомышленниками доброй воли, объединяет их в виртуальные общины, дает возможность укреплять и поддерживать друг друга. Церковь может оказать важную помощь как католикам, так и некатоликам, выбирая и передавая при помощи Всемирной сети важную информацию.

Интернет имеет отношение к различным видам деятельности Церкви: евангелизации (в том числе, новой евангелизации и традиционной миссии "ad gentes"), катехизации и другим формам образования, передаче новостей и информации, апологетике, управлению, а также некоторым формам пастырского попечения и духовного руководства. Виртуальная реальность сетевого пространства не может заменить собой реальное межличностное общение, действенность таинств и литургии, проповедь Евангелия, обращенную к конкретному человеку, однако она может дополнять их, привлекатьпользователя к большей полноте веры и обогащать его духовную жизнь. Она служит средством общения Церкви с определенными группами - молодежью, пожилыми людьми, теми, кто не в состоянии выходить из дома, живет вдалеке, а также с последователями иных религий, т. е. всеми теми, чье внимание привлечь трудно.

Рост числа приходов, епархий, монашеских конгрегаций, церковных институтов, программ и различного рода организаций делает эффективным использование Интернета для этих и других целей. Кое-где при поддержке Церкви осуществляются различные творческие проекты на национальном и региональном уровнях. Святейший Престол в течение ряда лет вел активную деятельность в этой сфере и в настоящее время продолжает расширять свое присутствие в Интернете. Церковные институты, которые пока не предпринимали никаких шагов по вступлению в сетевое пространство, должны рассмотреть такую возможность и осуществить ее как можно скорее. Мы настоятельно советуем опытным пользователям поделиться с новичками знаниями об Интернете.

6. Церковь также должна научиться использовать Интернет как инструмент для внутренней коммуникации. Это требует от нее ясно представлять себе характер нового средства массовой информации: ему присущи прямота, непосредственность, интерактивность. Двусторонняя интерактивность Всемирной сети размывает различия между тем, кто передает информацию, и тем, кто ее принимает (ср. "Communio et progressio", п. 15). Тем самым создается ситуация, при которой каждый человек, по крайней мере, потенциально, может одновременно осуществлять обе функции. Это не имеет ничего общего с односторонней передачей информации, господствовавшей в прошлом. Возможно, что со временем, по мере того, как все большее число пользователей познакомится с этой особенностью Интернета и приспособит ее к различным сферам своей жизни, будет также открыта связь Всемирной сети с религией и Церковью. Интернет - новая технология, однако сама идея не нова. II Ватиканский Собор настаивает на том, чтобы чада Церкви открывали пастырям "свои потребности и пожелания с той свободой и доверием, которые подобают детям Божиим и братьям во Христе"; действительно, в меру своих знаний, компетентности и авторитета верующие не только могут, но порой и обязаны "выражать свое суждение о том, что касается блага Церкви" (II Ватиканский Собор. Догматическая Конституция о Церкви "Lumen gentium", п. 37). В "Communio et progressio" подчеркивается, что, будучи "живым организмом", Церковь "нуждается в общественном мнении, поддерживаемом обменом мнениями ее чад" ("Communio et progressio", п. 116). Истины веры "неподвластны самовольным интерпретациям", тем не менее, Пастырская инструкция отмечает, что "существует широкая сфера, в которой чада Церкви могут выражать свои взгляды" (Там же, п. 117). Подобная точка зрения отражена в Кодексе Канонического Права (см. Канон 212.2, 212.3), а также в более поздних документах Папского Совета по средствам массовой информации (см. "Aetatis Novae", п. 10; "Этика СМИ", п. 26). "Aetatis Novae" отмечает, что двусторонняя коммуникация и общественное мнение - "один из способов конкретной самореализации Церкви как communio (общности - прим. пер.)" ("Aetatis Novae", п. 10). В "Этике СМИ" подчеркивается: "Двусторонний обмен информацией и взглядами, существующий между пастырями и верующими, свобода слова, уважающая благо всей общины и роль Учительства Церкви, а также ответственное общественное мнение - важное выражение "основополагающего права на диалог и обмен информацией в рамках Церкви"" ("Этика СМИ", п. 26). Для реализации всего этого Интернет предоставляет в наше распоряжение эффективные технологии. Кроме того, при помощи этого инструмента можно творчески подходить к различным аспектам администрирования и управления. Указывая на способы выражения общественного мнения, мы подразумеваем следующее: консультации экспертов, подготовку встреч, развитие сотрудничества в поместных Церквах и монашеских институтах, а также общение между ними на местном, национальном и международном уровнях.

7. Еще одна сфера - образование и воспитание. "Сегодня каждый из нас нуждается в непрерывном образовании в области СМИ. Оно может осуществляться как в форме индивидуального самообразования, так и в виде участия в специальной программе, либо при помощи и того, и другого способа одновременно. Образование в области СМИ не только развивает технические навыки человека, но также помогает ему сформировать критерии хорошего вкуса и мнения, основанного на истинной морали, и тем самым формирует его сознание. Церковь посредством школ или программ по формации должна заботится о развитии такого рода образования" ("Этика СМИ", п. 25). Образование и воспитание в области Интернета должны стать частью исчерпывающей программы, доступной чадам Церкви. Пастырское планирование в области СМИ должно, насколько это возможно, учитывать этот аспект при воспитании семинаристов, священников, монашествующих и мирян, задействованных в пастырской деятельности, а также учителей, родителей и студентов (см. "Aetatis Novae", п. 28). Особенно важно учить молодых христиан "не просто внимать слову, но активно использовать все возможности для общения, предоставляемые масс-медиа... Благодаря этому молодые люди в полной мере станут "гражданами" уже наступившей эпохи СМИ" ("Communio et progressio", п. 107) - эпохи, в которой средства массовой информации представляют собой "неотъемлемую часть культуры, до сих пор не сформировавшейся окончательно" (Иоанн Павел II. Послание к XXIV Всемирному дню средств массовой коммуникации. 1990). Обучение в области Интернета и новых технологий предполагает нечто большее, чем овладение техническими навыками. Молодые люди должны уметь достойно вести себя в сетевом пространстве, проницательно судить о представленной в нем информации, пользоваться новыми технологиями для своего всестороннего развития и на благо других людей, основываясь при этом на критериях здоровой морали.

8. Всемирная сеть указывает Церкви на особые проблемы, многие из которых в общих чертах описывает сопутствующий документ "Этика Интернета". Размышляя о положительных чертах Интернета, нельзя забывать и об отрицательных. В своей глубинной сути "мир СМИ может порой показаться безразличным или даже враждебно настроенным по отношению к христианскому учению и морали. Отчасти это потому, что СМИ пронизаны постмодернистским духом, который считает единственно верной истиной отсутствие каких-либо абсолютных истин, по их мнению, если бы они и существовали, то, будучи недоступными человеческому разуму, были бы неуместны" (Иоанн Павел II. Послание к XXXV Всемирному дню средств массовой коммуникации, п. 3). В числе особых проблем, которые ставит перед нами Интернет - существование информационных ресурсов, пропагандирующих насилие и резко критикующих религиозные и этнические сообщества. Одна из мишеней для подобных нападок - Католическая Церковь. Наряду с пропагандой порнографии и насилия в СМИ, подобные информационные ресурсы "отражают темную сторону природы человека, уязвленной грехом" ("Пропаганда порнографии и насилия в СМИ", п. 7). Хотя уважение к свободе слова требует терпимого отношения и к враждебным голосам, самоцензура - а если в этом возникнет необходимость, то и вмешательство общественных властей - должна устанавливать и защищать разумные пределы того, о чем допустимо говорить и о чем - нет. Проблему иного рода создает стремительный рост числа информационных ресурсов, называющих себя католическими. Как мы уже отмечали, церковные группы должны активно присутствовать в Интернете. Это право есть также у действующих по собственной инициативе веб-мастеров и неофициальных групп при условии, что их действия позитивно мотивированы и основаны на достоверной информации. Вызывает, по меньшей мере, недоумение. подмена аутентичной позиции Церкви эксцентричными интерпретациями Учения, экстравагантными формами народного благочестия и идеологическими лозунгами, выдаваемыми за католические. Ниже будет изложен наш подход к этой проблеме.

9. Большего внимания требуют и некоторые другие моменты. Обратившись к ним, мы постараемся дальше рассмотреть особые характеристики Интернета, основываясь на "развитии антропологии и богословия общения" ("Aetatis Novae", п. 28). Помимо изучения, необходимо составить пастырский план, касающийся использования Интернета (ср. Иоанн Павел II. Апостольское послание "Novo millennio ineunte", п. 39). Это изучение неизбежно затрагивает предположение о том, что широкий спектр возможностей для выбора, относящийся к покупке товаров и услуг, предлагаемых в Интернете, может привести к пресыщению религиозными аспектами и взрастить потребительское отношение к вере. Статистика наводит на мысль, что некоторые пользователи сетевых ресурсов религиозной тематики ведут себя в них, как в супермаркете, придирчиво отбирая "религиозные товары" по своему вкусу. "Тенденция некоторых католиков избирательно подходить" к Учению Церкви - проблема, признанная и в других областях (см. Иоанн Павел II. Послание к епископам США, п. 5. Лос-Анджелес, 16 сентября 1987 г.). Необходим больший объем информации о том, насколько остро эта проблема стоит в Интернете. Как отмечалось выше, влияние виртуальной реальности сетевого пространства на духовность, так же, как и на другие сферы жизни, вызывает определенное беспокойство. Виртуальная реальность ни в коей мере не может заменить собой реальное присутствие Христа в Евхаристии, сакраментальную действенность других таинств и участие в богослужении с общиной. В Интернете не может быть таинств; обретение духовного опыта в Сети возможно лишь по благодати Божией и неотделимо от реального мира общения с другими верующими. Этот аспект также требует дальнейшего изучения и размышлений. Планирование пастырской деятельности должно предлагать способы привлечения человека из сетевого пространства в подлинную общину, и, в то же время, показывать, как посредством воспитания и катехизации сделать из Интернета подспорье, способствующее обогащению христианского опыта.

III. Рекомендации и заключение

10. У верующих - а они представляют собой заинтересованную часть многочисленной аудитории Интернета - есть свои законные интересы и они стремятся включиться в процесс развития новых СМИ. Безусловно, порой им приходится приспосабливать к ним свой образ мыслей и практические действия.

Не менее важно, чтобы все люди, невзирая на роль, отведенную им в Церкви, творчески подходили к использованию ресурсов Интернета, исполняя свои обязанности и помогая Церкви в осуществлении ее миссии. Недопустимо робко отступать, пасуя перед технологиями, или по какой-либо другой причине, т. к. Интернет обладает большим числом позитивных черт. "Методы для облегчения коммуникации и диалога между вовлеченными в нее сторонами способствуют укреплению единства между ними. Немедленный доступ к информации дает Церкви возможность развивать диалог с современным миром... Церковь может более быстро знакомить мир с истинами веры и объяснять причины своего поведения в той или иной ситуации. Она может более тщательно прислушиваться к голосу общественного мнения, вступать в постоянную дискуссию с миром, присоединяясь к совместному поиску преодоления многочисленных проблем, нависших над человечеством" (Иоанн Павел II. Послание к XXIV Всемирному дню средств массовой коммуникации. 1990).

11. Завершая данное размышление, мы обращаемся со словами поддержки к некоторым отдельным группам - иерархам, пастырям, воспитателям, родителям и особенно молодежи.

ИЕРАРХАМ. Люди, занимающие высокие посты во всех структурах Церкви, должны понимать средства массовой информации, применять свои знания при планировании пастырской деятельности, касающейся СМИ (см. "Aetatis Novae", пп. 23-33), а также в политике и программах, относящихся к этой области, стремиться к соответствующему их использованию. Им стоит получить образование в области СМИ, если это необходимо, т. к. "Церкви пойдет на пользу, если многие из тех, кто занимают определенные посты и исполняют от ее имени некоторые функции получат должное воспитание в сфере масс-медиа" ("Этика СМИ", п. 26).

Вышесказанное в равной мере относится как к Интернету, так и к традиционным СМИ. Руководство Церкви обязано использовать "весь потенциал "компьютерной эры", чтобы служить человечеству и сверхъестественному призванию каждого человека, славословя, тем самым, Отца, от Которого исходит всякое благо" (Послание к XXIV Всемирному дню средств массовой коммуникации). Иерархи должны привлекать столь замечательные технологии к различным аспектам миссии Церкви, одновременно изыскивая возможности для экуменического и межрелигиозного сотрудничества в этой области.

Особый аспект Интернета связан, как мы видим, с распространением неофициальных сетевых ресурсов, именующих себя "католическими". Применительно к информации, носящей сугубо доктринальный или катехизический характер, может оказаться полезной система добровольной сертификации, проводимой на местном и национальном уровнях под руководством представителей официальных церковных властей. Речь идет не о введении цензуры, а о стремлении предоставить в распоряжение пользователей Интернета заслуживающее доверия руководство по ресурсам, отражающим подлинную точку зрения Церкви.

ЛИЦАМ, ЗАНИМАЮЩИМСЯ ПАСТЫРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Священникам, диаконам, монашествующим и мирянам, осуществляющим пастырскую деятельность, необходимо получить образование в области СМИ, чтобы лучше понимать влияние информации на человека и общество, а также для того, чтобы помочь им овладеть способами коммуникации, отвечающими потребностям и интересам людей, живущих в условиях информационной культуры. В настоящее время оно включает в себя овладение навыками пользования Интернетом. Они также могут извлечь пользу из Всемирной сети, публикуя в ней регулярно обновляемые богословские и пастырские наставления.

Безусловно, что сотрудники церковных СМИ должны иметь соответствующее профессиональное образование. Однако им также необходимо пройти богословскую и духовную формацию, т. к. для того, чтобы "свидетельствовать о Христе, необходима личная встреча с Ним и укрепление общения с Господом через молитву, Евхаристию и Таинство примирения, чтение Писания и размышление над Словом Божиим, изучение Учения Церкви и служение ближним" (Послание к XXXIV Всемирному дню средств массовой коммуникации. 2000).

НАСТАВНИКАМ И КАТЕХИЗАТОРАМ. В Пастырской инструкции "Communio et progressio" идет речь о "первоочередной обязанности" католических школ воспитывать журналистов и аудиторию СМИ в духе христианских заповедей ("Communio et progressio", п. 107). Эта мысль повторялась неоднократно, но в эпоху Интернета, ознаменованную доступностью и влиянием информации, ее актуальность многократно возрастает.

Католические университеты, колледжи, школы, образовательные программы любого уровня должны предусматривать курсы для различных групп верующих - "семинаристов, священников, монашествующих, мирян: учителей, родителей, студентов" ("Aetatis Novae", п. 28) - а также более высокий уровень образования в области технологий, управления, этики и политики коммуникаций для тех, кто готовится к профессиональной журналистской, либо управленческой, деятельности, в том числе и для тех, кто работает в церковных СМИ. Более того, мы рекомендуем ученым и специалистам в области соответствующих дисциплин, работающих в высших учебных заведениях, окормляемых Церковью, обратить внимание на вышеперечисленные аспекты.

РОДИТЕЛЯМ. Родители - для блага своих детей, равно как и для своего собственного блага - должны "учиться и использовать приобретенные навыки, с тем, чтобы быть проницательными слушателями, зрителями и читателями, показывая домочадцам пример благоразумного использования СМИ" ("Этика СМИ", п. 25). По мере распространения Интернета дети и молодежь зачастую оказываются более сведущими, чем их родители, тем не менее, последние по-прежнему обязаны направлять и контролировать детей (ср. Иоанн Павел II. Постсинодальное Апостольское обращение "Familiaris consortio", п. 76). Если для этого им необходимо больше узнать об Интернете, то пусть они займутся своим образованием.

Родители должны так или иначе контролировать и ограничивать поток информации из Всемирной сети на компьютеры, к которым имеют доступ их дети, чтобы, насколько это возможно, оградить их от пропаганды порнографии, разврата и других опасностей. Бесконтрольное использование Интернета недопустимо. Родители должны обсуждать с детьми информацию, полученную из сетевого пространства. Не менее полезен и обмен опытом с другими семьями, придерживающимися схожих взглядов. Основная обязанность родителей - помочь детям стать законопослушными, ответственными пользователями Интернета, а не рабами Всемирной Сети, отвергающими общение со сверстниками и природой.

ДЕТЯМ И МОЛОДЕЖИ. Интернет - дверь, распахнутая в великолепный и восхитительный мир, обладающий мощным влиянием, формирующим характер. Однако далеко не все, что находится по ту сторону двери, безопасно, полезно и истинно. "Дети и молодежь должны быть открыты для воспитания в области СМИ, сопротивляться легкому пути некритичной пассивности, влиянию ровесников и коммерческой эксплуатации" ("Этика СМИ", п. 25). Они обязаны ради самих себя, своих родителей, родственников, семей, пастырей, учителей и, наконец, во Имя Бога - осторожно пользоваться Интернетом.

Интернет предоставляет в распоряжение молодых людей уже в раннем возрасте огромные возможности для того, чтобы творить добро или причинять вред себе и ближним. Он может настолько обогатить их жизнь возможностями, о которых предыдущие поколения даже не могли и мечтать, и побудить их, в свою очередь, обогатить жизнь других. Однако он может ввергнуть в бездну потребительства, порнографии, насилия и патологического одиночества.

Молодых людей часто называют будущим общества и Церкви. Благоразумное пользование Интернетом может помочь им быть ответственными перед лицом обоих. Однако этого нельзя достигнуть автоматически. Интернет - не просто средство для развлечения и потребительства. Это - орудие для выполнения полезной работы, поэтому молодым людям нужно научиться ценить его и пользоваться им именно в этом ключе. В сетевом пространстве, так же, как и повсеместно, молодежь может столкнуться с необходимостью идти против течения, бороться с псевдокультурой, а также претерпеть преследования ради истины и блага.

12. ВСЕМ ЛЮДЯМ ДОБРОЙ ВОЛИ. Наконец, мы хотели бы напомнить, что все, кто стремятся к осторожному использованию Интернета, должны развивать в себе определенные добродетели. Их деятельность должна основываться на трезвой оценке ресурсов Интернета.

Благоразумие необходимо для того, чтобы ясно различать подтекст - потенциал для развития добра или зла - новых технологий и созидательно отвечать на его вызовы и возможности.

Особенно необходима справедливость для преодоления цифрового разделения - разрыва в современном мире - между теми, кто имеет доступ к информации, и теми, кто этого лишен (ср. "Этика Интернета, пп. 10,17). Это требует укрепления интернационального общего блага и "глобализации солидарности" (Иоанн Павел II. Послание к Генеральному секретарю ООН и Административному комитету по координации деятельности Объединенных Наций, п. 2. 7 апреля 2000 г.).

Для этого необходимы сила духа и мужество. Достичь этой цели можно лишь защищая истину перед лицом религиозного и морального релятивизма, альтруизм и бескорыстностие - перед лицом индивидуалистского потребительства, порядочность - перед лицом похоти и греха. Важна и умеренность, т. е. основанный на самодисциплине подход к столь замечательному инструменту как Интернет, необходимый для мудрого и благоразумно пользования его ресурсами.

Размышляя об Интернете, равно как и о других СМИ, мы должны помнить о том, что Христос - "Совершенный Журналист" ("Communio et progressio", п. 11), образец взаимоотношений Церкви со СМИ и, одновременно, информация, которую Церковь обязана передавать. "Католики могут и должны проповедовать Истину в мире СМИ еще более вдохновенно, с еще большей радостью, чтобы все люди могли узнать о той любви, которая живет в сердце Бога и явилась нам в Иисусе, Который "...вчера и сегодня и во веки Тот же" (Послание к XXXV Всемирному дню средств массовой коммуникации, п. 4)

Архиепископ Джон П. Фоули,
Председатель Папского Совета
по средствам массовой информации,
епископ Пьерфранко Пасторе,
секретарь
Ватикан, 22 февраля 2002 г.,
в праздник Кафедры св. ап. Петра.
Хостинг от uCoz