Начало   Статьи   Веб-каталог   Энциклопедия   Гостевая книга   Почта

О клубной культуре у камина

Современную клубную культуру часто принято относить к ярко выраженному постмодерну. Позволю себе в этом усомниться. К отличительным признакам искусства постмодерна относят предельный эклектизм и полифонию стилей и жанров, децентрацию композиции, разорванность сюжетных линий, дискретность повествования. Для постмодернистских произведений характерны цитатность, постоянная игра смысла, многоуровневые отсылки. Постмодерн возводит в принцип иронию и самоиронию, скептически относится к какой бы то ни было самотождественности, стремится к уничтожению всяческих иерархий, ограничений и границ, в том числе различий между «высоким» («элитарным») и «низким» («массовым») искусством, между автором и потребителем, между произведением искусства и зрителем, активно использует новейшие технологии в творческом процессе (Интернет).
Время появления литературного постмодерна некоторые исследователи связывают с выходом в свет книги Дж. Джойса «Поминки по Финнегану» (1939). Характерные черты постмодернизма проявляются в произведениях Д. Бартелма («Вернитесь, доктор Калигари», «Городская жизнь»), Р. Федермана («На Ваше усмотрение»), У. Эко («Имя розы», «Маятник Фуко»), М. Павича («Хазарский словарь»). К явлениям российского постмодернизма можно отнести, например, сочинения А. Жолковского, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Идеальную книгу» Макса Фрая. Постмодернизм оказал большое влияние на искусство кино. Массовый зритель знаком с постмодернистским кинематографом, в частности по работам американских кинорежиссеров В. Аллена («Любовь и смерть», «Разбирая Гарри»), К. Тарантино («Криминальное чтиво», «От заката до рассвета»). Фильмы позднего Ж. Л. Годара («Страсть», «История(и) кино») представляют собой образец «интеллектуального» постмодернизма.
В изобразительном и театральном искусстве влияние постмодернизма выражается в ликвидации дистанции между актерами (художественным произведением) и зрителем, в максимальной вовлеченности зрителя в концепцию произведения, в размывании грани между реальностью и вымыслом. В искусстве постмодерна процветают разнообразные акции («экшн»): перформанс, хэппенинг и др.
Дух постмодернизма продолжает проникать во все сферы человеческой культуры и жизнедеятельности. В том числе якобы и в молодежную культуру. К сожаленью клубное движение переросло постмодернизм, вылезло из штанишек элитарной субкультуры и обросло серостью массовой культуры.
Необходимым свойством современного клубления является занимательность, чтобы оно имела коммерческий успех. Занимательность же задается жесткими структурными условиями формы. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов должна быть отлично сработанной, только тогда ей обеспечен успех. Реально становится почти невозможно отличить две соседние композиции на каком- нибудь диске, например, deep house.
Для клубной эстетики характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Как это не парадоксально, она оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то современная клуб-культура преимущественно традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю норму, поскольку обращена к огромной массе молодежи, не знающей чем себя занять.
Диагноз прост и прозрачен – отрезать, не делая божества из тинейджерских памперсов.

Хостинг от uCoz