Начало   Статьи   Веб-каталог   Энциклопедия   Гостевая книга   Почта

Единственная победа отца Ежи Попелушко

Анна Путова

«Брат Ежи… Ты ушел потому, что не помнил о себе. Те, которые слишком помнят о себе, не умеют уходить.»
Отец Феликс Фолеевский

С тех пор, как это призошло, минуло уже шестнадцать лет. Двадцатому веку, такому жестокому и безразличному к гибели миллионов, странно было видеть, как тысячи людей, собравшихся у церкви святого Станислава Костки в Варшаве третьего ноября 1984 года, заливаясь слезами, провожают в последний путь одного молдого священника. Этим священником был отец Ежи Попелушко.

Мы, сидящие по ту сторону границы, черпали информацию о его деятельности и гибели из сообщений «голосов из-за бугра», но трудно было нам представить, как много сделал этот маленький хрупкий человек для спасения от тенет греха и ханжества не только своей многострадальной родины, но и всего мира.

Он родился в крестьянской семье в селе Окопы близ Суховоли 14 сентября 1947 г., а уже 16 сентября был крещен в суховольском костеле, и получил имя Альфонс. Только принимая таинство священства, он самостоятельно выбрал себе имя Ежи – Юрий. Имя, неизменно связанное с победой… Всю жизнь ему пришлось бороться и одерживать победу. Победу над окружающим его бесчеловечным миром, победу над собственными страданиями и слабым здоровьем, победу над системой, стремящейся всеми силами уничтожить достоинство человека, и, наконец, победу над смертью.

Начав учебу в Варшавской семинарии в знаменательном для Католической Церкви 1965 г., он принадлежал к первому поколению священников, которым на практике приходилось выводить Церковь на новый путь, указанный II Ватиканским собором. Делать это он должен был так, как и прочие его коллеги – тихой повседневной работой.Так и было в первые восемь лет его священства. С 1972 по 1980 год он исполнял свою службу тихо и послушно – в трех варшавских приходах, последним из которых стал для него костел сятого Станислава Костки. Литургия - исповедь – требы. Люди- люди-люди. Казалось, ничто не прнедвещало его дальнейшую судьбу.

В конце августа 1980 года его пригласили отслужить Мессу для бастующих варшавских сталеваров. Этот день стал поворотным в его жизни.Отец Ежи увидел толпы людей, которые со слезами на глазах всречали его, первого ксендза, попавшего сюда за последние тридцать лет…Тогда он понял, что сердце его принадлежит им. Незаметно для себя самого, он стал душпастырем варшавских рабочих. Его деятельность, направленная на улучшение условий их жизни, получение ими должного образования, материальная и моральная поддежка, которую он оказывал им не только во времена, когда делать это было нетрудно, но и в период военного положения, введенного в Польше 13 декабря 1981 года – все это было лишь выражением сущности еого души. Человека. Патриота. Священника. Позднее, когда отцу Ежи пришлось перенести многие преследования со стороны органов МВД, закончившиеся его мученической смертью, во время судебного процесса, производимого над ним теми же органами, его неоднократно обвиняли в кромоле в адрес правительства. Повторялось, что этот священник представляет опасность своим слишком патриотическим настроем. А между тем главным воспоминанием о нем осталась тишина, которую он нес в себе. Именно эта тишина Христова давала ему силы жить в условиях постоянного нервного напряжения, создаваемых его ненавистниками. Никогда ни слова лжи не было в его проповедях. Во время проводимых им каждое последнее воскресенье месяца Служб за Родину, он стремился влить в сердца людей уверенность в том, что Бог справедлив, и никогда не покинет их. Он не уставал подчеркивать достоинство личности, воспитывать самосознание человека – как раз то, что в течении многих лет уничтожалось в людях коммунистическим режимом. «…хранить достоинство, - говорил он,- это быть собой в каждой жизненной ситуации. Это стоять у правды, даже если она будет тебе дорого стоить. Потому что правда, высказанная в словах, дорого обходится.»(29.01.1984). И еще: «Не сохранишь достоинства, если в одном кармане будешь носить розарий, а в другом книжку иной идеологии. Не можешь одновременно служить Богу и мамоне. Не можешь одновременно служить двум господам. Ты должен сделать выбор, но сделать его после глубокого переосмысления. В каждом человеке есть след Бога. Посмотри, брат, не стер ли ты его окончательно. Невзирая на то, какова твоя профессия, ты являешься человеком. Целым человеком.» (29.01.1984).

19 октября 1984 года отец Ежи Попелушко был схвачен по дороге из Быдгощи в Варшаву исполнителями МВД и зверски убит. Его тело было найдено в Висле 30 октября. 3 ноября состоялись похороны.

Во время своей последней мессы в Быдгощи о. Ежи произнес такие слова:»Будем молиться, чтобы нам быть свободными от испуга, страха, но прежде всего от стремления к возмездию.»

Итак, что же осталось нам после этого человека? Память? Безусловно. Боль? Да. Боль не от сознания даже его гибели, а скорее от понимания, что то, с чем он боролся, продолжает существовать. Это - зло внутри нас. Но осталась и Надежда, ради которой жил на земле этот маленький священник с такой огромной душой.

В своей энциклике Veritatis splendor папа Иоанн Павел II назвал мученичество «верным свидетельством правды» и «прекрасным знаком святости Церкви».

В мучиничестве состоит и ее победа.

Ксендз Юрек – так с нежностью называли друзья отца Ежи Попелушко. Ксендз Юрек своей смертью одержал победу. Ту единственную победу, которая является истинной, и которую можно одержать только ценой жизни ради Любви.


Цитаты из проповедей отца Ежи Попелушко и из энциклики Иоанна Павла II Veritatis splendоr приведены из книги: Ks. Piotr Nitecki- Znak zwyciestwa- Ksiadz Jerzy Popieluszko (1947-1984).- Instytut Wydawniczy Pax, Warszawa 1998.

Хостинг от uCoz