Начало   Статьи   Веб-каталог   Энциклопедия   Гостевая книга   Почта

Христианство

Период после Вселенских Соборов

В 751 г. Пипин с согласия папы был избран на престол и коронован Бонифацием. 28 июля 754 г. папа Стефан II совершил Помазание нового короля на царство. Этот обряд, заимствованный у Византийских императоров, означал соответствие избрания с волей Божией. Он впервые употреблялся на Западноевропейском континенте и сразу придал новый статус династии. В благодарность за это Пипин разбил лангобардов, отнял у них Равеннский зкзархат и преподнес его "в дар Св.Петру". Так в 755 г. папа Стефан II получил Папскую область.

Сын Пипина Короткого - Карл Великий (768 - 814) ведет бесконечные войны и распространяет свое государство почти на всю Зап. Европу. 25 декабря 800 г. папа Лев III коронует его императором.

843 - Верденский раздел: внуки Карла разделили его огромную империю на три части (будущие Францию, Италию и Германию). При этом титул императоров удержали германские кайзеры. В Х в. при королях Оттонах I, II и III из Саксонской династии Германия чрезвычайно усиливается т.н. "Оттоновский ренессанс") и возникает т.н. "Священная Римкая империя Германской нации".

Патриарх Фотий и схизма 862 -870 гг.
Предшественник Фотия, св. патриарх Игнатий был строгий аскет и канонист, который за свои обличения был низложен имп. Михаилом III Пьяницей и сослан (857). Тогда-то и был возведен на патриаршество гос. секретарь Фотий - человек ученый, но светский. Игнатий послал апелляцию к папе Римскому. Папа Николай I в 862 г. объявил патриаршество Фотия незаконным. Возмущенный этим вмешательством, Фотий написал Окружное послание (866) к восточным патриархам, призывая их к суду над папой. Собор, осудивший папу за вероотступничество, состоялся летом 867 г., но уже осенью покровитель патриарха Михаил Пьяница был убит, а новый имп. Василий I низложил Фотия и вернул Игнатия. На IV К-Пльском Соборе 870 г. Фотий был осужден. Однако когда в 879 г. патриарх Игнатий умер, V К-Пльский Собор 880 г. оправдал Фотия и снова возвел его на патриаршество. Окончательно он был низложен в 886 г. имп. Львом VI Мудрым. Схизму 862 - 870 гг. обычно рассматривают как репетицию окончательного разрыва с Римом в 1054 г.

Свв. равноап. Кирилл и Мефодий в 858 г, по поручению Фотия идут в Херсонес, где обретают мощи св. папы Климента. В 863 г. свв. братья по приглашению кн. Ростислава прибывают в Моравию, где переводят на славянский язык богослужебные части Священного Писания и главные церковные чинопоследования.

Бенедикт Аньянский (умер.821) - монастырский реформатор из знатного рода. Вырос при дворе Пипина Короткого и Карла Великого. В 774 г. ушел в монастырь, но не обнаружил там истинного подвижничества. Тогда основал собственный Аньянский монастырь, где возродил устав прп. Бенедикта Нурсийского во всей его строгости и на этой базе начал реформу прочих монастырей ордена. Столетие спустя начинается новый всплеск движения за реформу. Теперь она складывается на базе Бургундского монастыря Клюни (основан в 910 г.) и получает название Клюнийской (сер. Х - нач. ХII в.). В ХI в. возникает конгрегация 3000 клюнийских монастырей.

Петр Дамиани (умер. 1072) - отшельник, учитель монахов, впоследствии - аббат, с 1057 г. - кардинал. Иррационалист, противопоставлявший веру разуму: Бог не подчиняется даже закону противоречия, например, может делать бывшее не бывшим (трактат "0 Божественном всемогуществе").

Гильдебранд (умер.1085) - монашеский деятель из Клюни, борец за чистоту целибата. С 1054 г. - влиятельный диакон при нескольких папах. С 1073 г. - папа Григорий VII. Дважды отлучал от Церкви непокорного Генриха IV Германского. Продолжил реформу института папства, которую начал Лев IХ (1049 - 1054).

Великая схизма 1054 г. и Разделение Церквей.
Поводом послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, К-Пльский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в К-Пле. Одновременно требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IХ отказал ему в этом. В К-Пль прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 г. самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 г.) и анафемой на все посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом. Контакты с Зап. Церковью эпизодически продолжались. При императорах из династии Комнинов рыцари-крестоносцы ходили через К-Пль на освобождение Гроба Господня. Но постоянная борьба за престол на рубеже XII и XIII вв приводит Византию в упадок и завершается призванием рыцарей, которые опустошают К-Ппь (1204). На всем Востоке образуется т.н. Латинская империя. Греческая государственность сосредотачивается в Никейской области. Только в 1261 г. Михаил VIII Палеолог возвращает себе К-Пль. Понимая, что оторванная от Запада Византия обречена, он при поддержке патриарха Иоанна Векка заключает в 1274 г. Лионскую унию, которая продержалась всего 7 лет. Однако имп. Андроник III (1328 -1341), потерпев поражение от турок, снова вступает в переговоры о соединении Церквей с папой Бенедиктом XII. Переговоры эти идут через калабрийского монаха Варлаама и приводят к паламитским спорам.

свт. Григорий Палама (ум. 1359) - афонский монах-исихаст, в 1337-38 гг. начинает спор с калабрийским монахом о природе Фаворского света. Варлаам доказывал, что это "субъективное озарение" (ибо Бог непостижим), и обвинял Паламу в мессалианской ереси. Палама ответил тремя "Триадами" (т.е. 9-ю трактатами), в которых доказывал, что Бог, недоступный в Своей сущности, являет Себя в Своих нетварных знергиях. Эти энергии способны обожать человека и давать ему опытное постижение Самого Бога. Учение Паламы было рассмотрено на К-Пльском Соборе 1341 г, и признана православным.

Ансельм арх. Кентерберийский (умер.1109) - один из основоположников схоластического метода примирявшего веру и разум на основе понятийного аппарата античных философов (в особенности - Аристотеля). Составил онтологическое доказательство бытия Божьего: из понятия Бога, как Существа Совершенного, вывел реальность Его бытия. Сформулировал юридическую трактовку догмата об Искуплении.

Пьер Абеляр (умер. 1142) - магистр Парижской Соборной школы, выдающийся рационалист, "странствующий рыцарь диалектики", которой он лишь однажды изменил ради любви к прекрасной Элоизе. Окончательно отождествил теологию с философией. Был дважды (1121 и 1141) обвинен в несторианско-пелагианской ереси. Умер на покое в Клюнийском монастыре, оставив откровенные воспоминания "История моих бедствий".

Бернар Клервоский (умер.1153) - отпрыск знаменитого рыцарского рода, прошел суровую школу аскезы в монастыре Сито. В 1115 - основывает монастырь Клерво и становится строителем Цистерцианского ордена. Пламенный проповедник, церковный политик и выдающийся философ-мистик, он разработал учение о 12-ти ступенях смирения и 4-х степенях любви, с помощью которых душа возносится в сферу Божественной истины. Под его влиянием возникпа Сен-Викторская мистическая школа при монастыре св. Виктора, основанного на окраине Парижа Гильомом из Шампо в 1108 г., разрабатывала методику созерцания и боролась с рационализмом.

Шартрская школа, основанная еп. Фульбертом (умер.1028), наоборот, развивала умеренный рационализм. В ХII в. ее возглавляли: Бернар Шартрский (до 1124), затем - его ученик Жильбер де ла Поррэ (или Порретанус; умер.1154), затем - мл. брат Бернара - Тьерри (умер. 1155) - соратник и единомышленник Абеляра.

Картезианский орден основан каноником Бруно Кельнским (умер.1101), который в 1084 г. построил небольшой монастырь в долине Шартрез. Название этой долины в латинской форме (Саrtаsiа) и дало наименование ордену. Официально был утвержден в 1176 г.

Цистерцианский орден основан Робертом Молезмским (умер.1110), который в 1098 г. построил монастырь в болотистом местечке Сито (лат.Cistercium). К середине ХII в. орден становится культурным форпостом средневековой Европы.

Тевтонский орден был основан в 1198 г. группой германских крестоносцев при Иерусалимском госпитале Св. Марии (для оказания помощи германским паломникам). Довольно быстро перешел на сторону Фридриха II в их борьбе с папством. В ХIII в. был проводником немецкой экспансии в Прибалтике, но в 1410 г. потерпел поражение в битве при Грюнвальде.

I Латеранский Собор (1123) созван был папой Калликстом II для утверждения Вормсского конкордата (1127), с помощью которого был достигнут долгожданный компромисс в споре об инвеституре между римскими папами и германскими императорами.

II Латеранский Собор (1139) созван папой Иннокентием II дпя осуждения Арнольда Брешианского и ереси арнольдистов.

III Латеранский Собор (1179) созван папой Александром III для осуждения ересей катаров, альбигойцев и вальденсов.

IV Латеранский Собор (1215) созван папой Иннокентием III в разгар крестового похода против альбигойцев. Снова осудил бюргерские ереси и фактически учредил инквизицию (крупнейшим деятелем которой станет Торквемада). Принял строгие предписания, регулирующие монастырскую жизнь. Запретил создание новых орденов. Призвал Фридриха II Штауфена к новому крестовому походу.

I Лионский Собор (1245) созван папой Иннокентием IV в Лионе, куда он бежал от Фридриха II Штауфена, осадившего Рим. На этом Соборе Фридрих II был торжественно отлучен от Церкви, после чего Германским императором был избран Генрих Распетюрингенский (1246 - 1247),

II Лионский Собор (1274) был созван папой Григорием Х дпя укрепления церковной дисциплины. Он установил ныне существующий порядок избрания пап и окончательно сформулировал filioque в качестве догмата Церкви. Важным деянием Собора была Лионская уния с К-Пльской Церковью (правда, выяснив, что Михаил VIII только имитирует "единение" в политических целях, папа уже в 1281г. отлучил его "за лицемерие").

Катары, альбигойцы и вальденсы - родственные учения "чистых" или "совершенных", возникшие в конце ХII века, но уходящие корнями в богомильское манихейство и павликианство. Отрицали все земное как "дьявольское" и, соответственно - земную Церковь, с Ее догматами, таинствами, иерархией и обрядностью. Проповедовали крайний аскетизм и бедность.

Крестовые походы

I Крестовый поход (1096 - 1099) - объявлен папой Урбаном II, дпя того чтобы разрядить воинственную энергию феодалов. Но рыцарей опередило пешее ополчение под водительством Петра Пустынника, которое почти все было перебито турками. Осенью 1096 г. в К-Пль прибыли вожди похода: Готфрид Бульонский - герцог Лотарингский (впоследствии первый король Иерусалимский), его брат Балдуин, Боэмунд Тарентский, Раймонд VIII граф Тулузский, Роберт Куртгез - герцог Нормандский и др. Весной 1097 г. рыцари двинулись из К-Пля в глубь Малой Азии, овладели Антиохией (сделав ее столицей Антиохийского княжества) и в 1099 г. взяли приступом Иерусалим, освободив христианские святыни от власти турок.

II Крестовый поход (1147 - 1149) - объявлен Бернаром Клервосским, после того как перед лицом крестоносной угрозы разрозненные мусульманские княжества объединились и перешли в контрнаступление. Вожди похода Людовик VII Французский и Конрад III Германский не имели успеха и даже не дошли до Иерусалима.

III Крестовый поход (1189 - 1192) был наиболее значительным по числу участников, но тоже неудачным. Фридрих Барбаросса погиб в самом начале и германские рыцари вернулись обратно. Ричард I Львиное Сердце рассорился с Филиппом Августом и Леопольдом Австрийским, героически, но безуспешно осаждал Иерусалим и на обратном пути попал в плен к Леопольду, который выдал его враждебному Генриху VI Германскому.

IV Крестовый поход (1202 - 1204) был последним из крупных походов. Рыцари не имели денег, чтобы напасть на Иерусалим с моря, и согласились сначала завоевать для Венеции город Задар, а потом восстановить на Византийском престоле Исаака II Ангела, свергнутого своим братом. Сын Исаака Алексей примкнул к крестоносцам, обещая оплатить им дальнейший поход. В реальности, конечно, крестоносцы денег не получили и,возмущенные коварством византийцев, разграбили К-Пль. Византийская империя распалась на части и на ее обломках была создана Латинская империя,

Франциск Ассизский (умер.1226) -один из крупнейших западных мистиков. Вначале - легкомысленный сын богатых родителей. В 1207 г. под влиянием внезапного духовного перелома покидает отчий дом дпя проповеди евангельской нищеты и любви. Папа Иннокентий III утвердил его братство "миноритов", вскоре преобразованное в орден. После участия в V Кр. походе (1219 - 1220), Франциск отошел от руководства орденом и остаток жизни провел в уединенных молитвах.

Фома Аквинский (умер.1274) - крупнейший католический философ-доминиканец, чьи труды представляют собой систематическое завершение западно-европейской схоластики. Фома, как и другие схоласты настаивает на возможности рациональной теологии, ибо Бог откровения есть, одновременно, творец разума и противоречить Сам Себе не может. Главные произведения: "Сумма против язычников" (1259 - 1264) и "Сумма теологии" (1265 - 1274).

Бонавентура (умер.1274) - крупнейший философ францисканской традиции, друг Фомы Аквината, последователь мистического направления. Развил учение о 6-ти степенях созерцания, высшей из которых является экстатическое зрение запредельных тайн Божиих. Главное произведение: "Путеводитель души к. Богу".

ХIV век открывается соперничеством королевского абсолютизма и Церкви. Французский король Филипп IV Красивый (1285 - 1314) низлагает неугодного ему папу Бонифация VIII (1294 - 1303) и в 1307 г. ликвидирует орден тамплиеров, который стал тревожить его своим могуществом. Эти события открывают новую страницу в истории папства - т.н. Авиньонское пленение пап (1309 - 1377). Престол их переносится в Авиньон в знак поражения, которое они потерпели, а сами папы становятся послушными орудиями французской политики.

Данте Алигьери (умер.1321) - первый и крупнейший представитель Дученто, поэт с сильным теологическим и философским уклоном. Противник папы Бонифация VIII и сторонник сильной императорской власти. В своей "Божественной комедии" населил Ад и Рай политическими друзьями и врагами.

Последним "авиньонским папой" был Григорий XI (1370 - 1378), который вынужден был переехать в Рим, чтобы удобнее вести войну с восставшей Флоренцией. В преемники ему избрали сразу двух пап: в Риме - Урбана VI (1378-1339), в Авиньоне - Климента VII (1378 - 1394}. Так "Авиньонское пленение" переросло в "Великий раскол" папства (1378 - 1417).

Джон Уиклиф (ум. 1384) - английский богослов, проф. Оксфордского университета, предтеча Европейской Реформации. Задолго до Лютера выступил против торговли индульгенциями, почитания святых и призывал к отделению Английской Церкви от Рима. В 1381 г. завершил перевод Библии на английский язык. Пользовался защитой короля, пока его учение не было подхвачено ересью лоллардов, которые выступили под знаменами Уота Тайлера. Поспе подавления восстания оно было осуждено, но оказало влияние на Яна Гуса.

Ян Гус (ум.1415) - чешский теолог, с 1398 - профессор, с 1402- ректор Пражского университета. Типичный идеолог Реформации, последователь Дж.Уиклифа: осуждал торговлю индульгенциями и требовал коренной реформы Церкви по образцу первохристианских общин.

Констанцкий Собор (1414 - 1418) положил конец "Великому расколу" папства. Он был созван по настоянию имп. Сигизмунда в Констанце (совр. Швейцария) и был самым представительным Собором средневековья, Он низложил всех трех существовавших тогда пап и избрал Мартина V. По делу о ересях было осуждено учение Дж. Уиклифа, Гуса и Иеронима Пражского. Принято 5 декретов о реформе Церкви.

Базельско-Флорентийский Собор (1431 - 1449) продолжил развитие реформ, отстаивая соборное верховенство над папой. Папа Евгений IV (1431 - 1447) не стерпел потери инициативы и обьявил Собор распущенным. Продолжение Собора он созвал во Флоренции, где в 1439 г. была подписана Флорентийская уния с православными. Однако главный сторонник унии русский митрополит Исидор по возвращении в Москву был низложен. К-Пль также отказался от унии через 11 лет.

Джироламо Савонарола (умер.1498) - монах-доминиканец, проповеди которого послужили толчком к свержению тирании Медичи во Флоренции. Иррационалист и мистик: стремился к религиозной непосредственности, к реставрации аскетических идеалов первохристианства.

Реформация, подготовленная средневековыми ересями и бесконтрольным религиозным субъективизмом, началась в Германии в 1517 г., когда Лютер прибил к воротам Виттенбергского собора свои 95 тезисов против индульгенций. Папа Лев Х отлучил его от Церкви, но на имперском сейме в Вормсе (1521) Лютер одержал победу и был укрыт князьями в крепости Вартбург. Пока он занимался переводом Библии на народный язык, у руля реформ встали теологи-радикалы. Следствием этого была Крестьянская война 1524-25 гг., после подавления которой инициатива Реформации перешла от теологов к князьям. В результате войны 1546 - 1555 гг. они одержали победу над Карлом V и ввели в Германии Лютеранство. В это же время Реформация победила в Швейцарии, Голландии, Англии и др. странах Зап.Европы. В России реформационные настроения отразились в ереси Жидовствующих.

Тридентский Собор (1545 - 1563) открывает эпоху Контрреформации. Созван дпя утверждения вероучительных истин, атакованных протестантами. Осудил протестантское учение об оправдании одной только верой и о Священном Писании как единственном источнике Откровения. Отверг Богослужение на национальных языках. Изложил т.н."Тридентское исповедание веры" (1564) - возврат к классическому средневековому католицизму. Контрреформация вместе с тем породила новое понимание святости как сочетания мистической созерцательности и активности.

Орден Иезуитов - основан в Париже Игнатием Лойолой в 1534 г., утвержден Павлом III в 1542 г. Для ордена характерны: суровая дисциплина и высокая степень образованности. Члены его часто вели мирской образ жизни, осуществляя религиозный контроль за учебными заведениями и общественными институтами.

Тереза де Авила (умер.1582) - реформатор ордена кармелиток, мистическая религиозная писательница. В 1534 г, вступила в кармелитский монастырь "Воплощения" в Авиле. В 1565 г. - основала свой первый монастырь босоногих кармелиток. Преследовалась инквизицией. Оставила сочинения: "Книга о моей жизни", "Книга о жилищах или Внутренний Дворец". Св. покровительница Испании.

Хуан де ла Крус "Иоанн Креста" (умер. 1591) - сподвижник Терезы Авильской в осуществлении реформы. С 1563 г. - в кармелитском монастыре. Преследовался инквизицией, был в тюрьме, откуда бежал. Умер в ссылке. Главное сочинение: "Восхождение на гору Кармель".

Франциск де Саль (умер 1622) - лидер Контрреформации в Швейцарии. С 1602 г. - еп. Женевский. Обращал кальвинистов в католицизм. Прославился как проповедник и религиозный писатель. Переписывался с Генрихом IV, Главное произведение: "Введение в набожную жизнь".

Папа Иннокентий ХI (1676 - 1689) - выдающийся церковный деятель XVII в. Отстаивал традиционные католические ценности в борьбе с абсолютистскими притязаниями Людовика ХIV. В 1682 г. отменил независимые от папства права национальной Французской Церкви.

Папа Пий VI (1775 - 1799) - последний папа "старого режима". Его исключительный по длительности понтификат (24 года) завершился уже в условиях Французской революции, которая вызвала его активное противодействие. Однако в 1798 г. французы оккупировали Рим и изгнали папу.

Папа Пий IХ (1846 - 1878) в 1854 г. провозгласил католический догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. В 1864 г. опубликовал т.н. "Силлабус" - перечень общественно-политических заблуждений, подрывающих учение Католической Церкви (социализм, атеизм, рационализм, требование свободы совести и т.д.). Созвал I Ватиканский Собор 1870 г., провозгласивший догмат о папской непогрешимости в делах веры и морали. В том же году окончательно потерял Папскую область, ликвидированную революционным движением.

Папа Лев ХIII (1878 - 1903) - основатель курса на сближение Церкви и современной цивилизации (с помощью томизма). Признал демократию и парламентаризм. В энциклике "Rerum novarum" ("0 новых вещах", 1891 г.) осуждает капиталистическую эксплуатацию, но призывает рабочих не к борьбе, а к сотрудничеству с работодателями. Высказывается в пользу социальной справедливости, напоминая, что единственная цель правителей - это благо подданных.

Патриарх Самуил (1764-68; ум. 1760). Волевой и хорошо образованный, он провел реформу церковного управления и установил постоянный Синод, с которым делил ответственность за Церковь. Он постоянно стремился к верховенству К-Ппя: в 1766 г. подчинил Сербскую автокефалию, рукоположил патриархов Антиохийского и Александрийского и т.д. Но вскоре был низложен собственным Синодом.

К-Пльский Собор 1872 г. осудил Болгарскую Церковь, отвергавшую греческий епископат и греческий богослужебный язык, как схизматиков, уклонившихся в филетизм.

II Ватиканский Собор (1962 - 1965) - созван папой Иоанном ХХIII для осовременивания (т.н. аджорнаменто) Церкви. Создал новую концепцию церковной жизни - не власть над таинствами, но служение людям. По смерти Иоанна ХХIII это направление Собора продолжил папа Павел VI. Особый акцент был сделан на экуменических отношениях и сближении с Православной Церковью; 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле (К-Пле) были разорваны грамоты взаимных проклятий между Западной и Восточной Церквами, после чего с кафедры Иоанна Златоуста предстоятели обеих Церквей прочли совместную декларацию о прекращении схизмы.

Хостинг от uCoz