Христианство и национализм
Свящ. кн. А. Волконский
Русский должен быть православным, говорят наши соотечественники, подрозумевая под словом "православие" учение официальной русской церкви. Если по прочтении этого раздела, человек, так говорящий, усомнится в правильности своего афоризма, цель наша будет достигнута.
Стремление вместить безначальную, вечную и сверхвселенную истину во временные и пространственные пределы государства и народности является со стороны христианина столь непоследовательным (нелогичным), что неминуемо и вредно отражается на всем его мышлении. Это стремление породило у нас смешение понятия «русский» и «православный», «церковь» и «народ», «обряд» и «догмат». Признать объективность бытия Истины (ни чуть не зависящей от нашего отношения к ней),- вот первое условие, чтобы в вопросах веры мысль стала на правильные рельсы. Тогда устранится и смешение понятий.
Гл. 1. Русские католики
1. Кто мы?
Мы русские люди и сыны других народов не русского племени, но былой русской
государственности, признавшие главенство Римского Вселенского Первосвященника;
здесь мы говорим о тех русских католиках, которые держатся
византийско-славянского обряда в русском его облике.
Признать главенство Римского престола значит признать, что управляемая им
Католическая церковь и есть Единая, Святая, Соборная (= Вселенская),
Апостольская Церковь, основанная Спасителем. Такое признание было свободным
актом нашей воли и исповеданием нашей веры. Вера- дар Божий. У одних этому дару
предшествовала работа разума по изучению тех догматических и исторических
вопросов, в которых заключается разногласие между современным учением
православным и католическим; у других подобное изучение лишь подтвердило верою
принятое решение. Благодатноепрозрение истины доступно каждому, мужественно
ищущему ее; умственное обоснование веры доступно (в данном случае) каждому
образованному человеку путем изучения литературы обеих сторон по спорным
вопросам: правда выяснится с полной очевидностью. Но и здесь требуется
мужественное стремление к Истине и готовность последовать ее голосу, как еслибы
сам Спаситель, проходя, сказал:»Следуй за мной».
Исповедание истинности Католической церкви составляет основу нашей религиозной
жизни. За это исповедание мы готовы отдать нашу жизнь.
2. Вера и национальность
Нас называют изменниками; говорят что мы изменили русским началам, ибо
отказались от «национальной», «русской», «нашей» веры.
Такая постановка вопроса противоречит самым основам христианства. Истинная вера
не может быть национальной,- она едина для всех. «Едино тело, един дух...Един
Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех...»(Еф. 4, 4-6). В
Новом Завете нет избранного народа: хранение Истины вверено в нем Сынам Божиим
не отдельному народу, а Его Вселенской Церкви. Посему христианский народ,
считающий себя (в лице своей власти, своего духовенства, своих мыслителей или
просто верующих) народом-хранителем Истины, впадает в тяжкий грех гордыни,
граничащий с кощунством («Народ Богоносец»).
Христианин обязан держаться своего исповедания не потому, что оно «наше», а
потому, что оно истонное. Христианин простолюдин, по доверию к своему священнику
искренно верящий, что он находится в истинной церкви и соблюдающий нравственное
учение Христово, спасается этой верой и своими делами, хотя бы в
действительности он к телу Вселенской Церкви не принадлежал.
Но, кто убедился, что в какой либо своей части верование его церкви противоречит
Истине, тот обязан вступить в Церковь, хранящую полноту Христового учения. А
таковая Церковь не может не существовать, ибо по словам Спасителя она будет
существовать до скончания веков.
Так как истинность веры не связана с той или другой народностью, с тем или
другим государством, то перемена христианского исповедания на другое,
христианское-же, не может быть изменой отечеству. Если англиканец, уверовав в
действительность присутствия Тела и Крови Христовой в Св. Причастии, примет
православие или католичество, то вряд-ли найдется православный, который обвинит
его в измене Британской империи; всякому ясно, что если перешедший был хорошим
английским патриотом, то он останется таковым, и перейдя в католичество. Каждому
ясно, что баварцы не менее патриотичные немцы, чем прусаки. И так у любого
народа. Но когда дело касается перехода в католичество русского (хотя бы и
протестанта), то появляется обвинение в измене. Почему? Разве мы не от того же
падшего Адама? Разве не в составе всего рода людского искуплены мы Тем, Кто спас
всех людей? Разве не для всех людей создал Господь свою Церковь?