Христианство в Индии
Протестанский сайт
«Вчера у нас в церкви проповедовал индиец», - поделился я как-то со своим другом, который увлекался индийской культурой. «Как? - удивленно спросил тот, - А разве в Индии есть христиане? Там же одни индуисты». Оказывается, есть, и немало. Сегодня христианская община Индии насчитывает около 25 миллионов человек, большинство из которых - католики. Всего лишь 19 стран из 190 стран-членов ООН имеют большее количество граждан-христиан, чем Индия, и только 8 стран в Европе имеют такое же христианское население, как Индия.
История развития христианства в Индии весьма интересна, и началась она очень рано - еще в середине I столетия нашей эры (то есть намного раньше, чем в некоторых уголках Европы), когда апостол Фома, ученик Христа, сошел на берег нынешней Кералы. После его проповеди мира и любви христианство приняли некоторые члены королевской семьи Чераман Перумал, а также король Гондофор и многие его подданные. Однако это очень не понравилось местным религиозным лидерам. В городе Милопор (приблизительно в 12 километрах к западу от Мадраса) апостол Фома был схвачен и заколот копьем. Тем не менее в 1952 году христиане Индии торжественно отметили 1900 лет со времени прибытия апостола Фомы в Индию и воздвигли памятник в честь этого события в Ажикоде, на предполагаемом месте его вступления на индийскую землю.
Примерно через три века после апостольской проповеди выходцы из Западной Азии, известные как сирийские христиане, пополнили общину в Индии. Таким образом сформировалась первая волна индийских христиан, известная как «христиане святого Фомы». Вторая волна христианства пришла после открытия кратчайшего пути в Индию в 1498 португальцем Васко да Гамой. После этого в Индию пришли португальцы, французы и голландцы. После провозглашения Гоа португальским владением удивительная культура индийских христиан впитала западное наследие. Гоакцы до сих пор помнят о проповеднике Евангелия святом Франциске Ксавиере, чье забальзамированное тело было доставлено в Гоа после гибели в Китае и ныне покоится в серебряном гробу в знаменитом Кафедральном соборе в старом Гоа.
Наконец, третья и последняя волна наступила с приходом англичан в Индию в XVIII–XIX веках. Эта группа представлена большим числом протестантских миссионеров, которые, распространившись по обширным территориям страны, оказали большое влияние на стиль жизни, культуру и политическую жизнь.
Надо сказать, пестрая и многонациональная Индия всегда отличалась веротерпимостью и плюрализмом, и новые учения и религии без проблем включались в общую палитру религиозной жизни. Однако сейчас наметились другие тенденции, и быть христианином в современном индийском обществе далеко не всегда безопасно, хотя христиане и защищены светскими законами. Вы скажете - как же, ведь наиболее ревностные приверженцы индуизма боятся убить даже комара! Но, оказывается, религиозное рвение бывает разным. Проповедников, работников миссий и новообращенных индийских христиан избивают и даже убивают. Совсем недавно, по сообщению Christian Aid Monitor, в штате Мадхия Прадеш были избиты два миссионера, один из которых находится в критическом состоянии. А в 1999 году мировую общественность потрясло убийство австралийского миссионера Стейнса, которого с двумя сыновьями сожгли в машине. В Индии существует Национальная Добровольческая Ассоциация (что-то вроде наших фашистов). Сударшан, лидер этой организации, утверждает, что «...христиане и мусульмане должны быть возвращены назад, в лоно индуизма». О том, чтобы сделать индуистами людей, которые по национальности индийцами не являются, речь не идет. Потому что индуизм – религия сугубо узконациональная. Европеец или африканец индуистом быть не может, так как выпадает из кастовой системы, с которой индуизм неразрывно связан. Думаю, понятно, что в этой ситуации проповедь Евангелия кажется индуистам несправедливым вторжением на их «территорию». Возмущает их и то, что многие индийцы становятся христианами, чтобы лучше жить. Ведь миллионы людей в Индии живут в такой нищете и бесправии, которых нам при всем развале экономики невозможно даже представить. Естественно, христиане не могут смотреть на это спокойно – множество миссий помогают беднякам с пищей и одеждой, учат грамоте и оказывают медицинскую помощь. Кроме того, у новообращенных христиан отпадает необходимость платить немалые деньги за молитвы священников-браминов.
Говоря о христианстве в Индии, нельзя не отметить труд одной хрупкой женщины, имя которой произносят с особым уважением почти все индийцы. Это - Мать Тереза. Албанка по национальности, католичка по вероисповеданию, всей своей жизнью она проповедовала Христа слепым, прокаженным и другим обездоленным людям. Ее служение началось именно в Индии, в трущобах, среди изгоев индийского общества. Поэтому для многих индийцев, даже не христиан, она стала национальным героем.
Индия - страна с необыкновенной историей, культурой и духовными поисками. Может быть, поэтому Бог действует там чудесным образом через Своих детей, которые совершают в этой стране удивительные дела, неся людям свет учения Христа, для Которого нет границ, нет разделения людей на касты, Который любит всех людей, независимо от их цвета кожи, языка и социального происхождения.