Евхаристия и исповедь
Документы Апостольского Престола
Евхаристия и исповедь:
заново "отплыть" от Божественного Милосердия,
чтобы открыть для себя сущность священства
Возлюбленные братья во священстве!
Во Всемирный день молитв о святости пресвитеров в 2002 г. давайте поразмышляем над Посланиями Иоанна Павла II ко священникам, опубликованными на Великий четверг 2000, 2001 и 2002 гг., в которых Святейший Отец привлек наше внимание к таинствам Евхаристии и Исповеди.
Мы, рукоположенные служители, именно в этих двух таинствах испытываем, особым и личным образом, невыразимую милосердную любовь Бога Отца к нам и ко всему человечеству.
Таинства Евхаристии и Исповеди - сердцевина нашего священства. Действительно, Бог Отец особым образом полагается на нас, священников, вверяя нам Своего Сына, Иисуса, Который посредством нашего служения во время мессы отдает Себя - Тело и Кровь Свои - людям: "Кровь, за вас и за многих изливаемая" (ср. Мф 26,28; Мк 14,24; Лк 22,20).
Сколько раз, совершая Божественную Жертву, мы, объятые трепетом и удивлением, произносили эти святые слова с упованием, дарованным нам Господом, Который призывает нас омыть нашу немощь и убожество в Его Крови, ежедневно изливаемой "за нас и за многих".
Нельзя вновь открыть для себя суть священнического служения, не обратившись к истоку Евхаристии - Сионской горнице, лону, в котором, как напомнил нам во время празднования Великого Юбилея Святейшей Отец, зародилось таинство священства:
"Мы снова и снова должны размышлять над Тайной, воплотившейся в ту ночь. Нам стоит душой возвращаться в Сионскую горницу, которую мы, священники, по праву можем считать "своим домом". Вспоминая о ней, мы вслед за Псалмопевцем повторяем слова, обращенные к жителям Иерусалима: "Господь в переписи народов напишет: такой-то родился там" (Пс 86(87),6)" (Послание к священникам на Великий четверг 2000 г.).
Напротив, в таинстве Примирения Отец и Сын для прощения грехов даруют нам Святого Духа, что совершается благодаря действию Церкви, посредством священника. Поэтому в исповеди и верующие, а тем более мы, служители Примирения, особым образом ощущаем действие Духа Божия, зовущего нас к сугубой близости с Собой, которая должна проявляться и в мыслях, и в поступках. В конфессионале именно Он - служитель Исповеди и викарий Божественного Прощения; таким образом, от Него зависит, сможет ли исповедующийся созерцать милосердный Лик Иисуса и вкусить радость Примирения. По этому поводу Святейший Отец говорит следующее: "Иначе говоря - и это накладывает на нас огромную ответственность - Бог рассчитывает на нас, на нашу исполнительность и верность, чтобы творить чудеса в людских сердцах. В совершении этого таинства (возможно, более, чем в других) важно, что верующий встречается с Ликом Христа Доброго Пастыря" (Послание к священникам на Великий четверг 2002 г.).
Наше чудесное и благодатное служение св. Павел обобщает в термине "посланники": "Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2Кор 5,20).
Сегодня, как никогда, Церковь и человечество жаждут милосердия, очищения и мира. Часто говорят о справедливости, но справедливость невозможна без прощения; справедливость без милосердия - это не Божественная, а всего лишь человеческая справедливость, которая никогда не разрешит многочисленные конфликтов - личных и общественных, национальных и международных - разразившихся в наше время. Для того, чтобы их преодолеть, требуется подлинное Милосердие.
Христос и Его Викарий на земле - Папа - горячо призывают - в первую очередь, именно нас, священников - неустанно черпать из источника Божественного Милосердия, в преизбытке струящегося в таинствах Евхаристии и Примирения. "Необходимо заново "отплыть" от Него, дабы обрести источник и глубинный смысл нашего братства: "Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин 13,34)" (Послание к священникам на Великий четверг 2001 г.).
Если, по нелепости, мы этого не сделаем, то окажемся погруженными в ночь, в нравственную слепоту и духовное бессилие, наконец - в волну зла, которая, если ее не остановить и не преодолеть волной Божественного Милосердия, захлестнет нас.
Поэтому я вспоминаю слова Иисуса, процитированные во время проповеди, произнесенной Папой 30 апреля 2000 г., в воскресенье Божественного Милосердия, на канонизации смиренной польской монахини Фаустины Ковальской:
"Иисус сказал сестре Фаустине: "Человечество не обретет мира до тех пор, пока с упованием не обратится к Божественному Милосердию" (Дневник, стр. 132)". Далее Святейший Отец продолжает с пророческой силой:
"Что нам приносят бегущие годы? (...) Очевидно, что помимо новых достижений на нашу долю выпало немало испытаний. Однако свет Божественного Милосердия, который Господу было угодно вновь излить на мир через харизму сестры Фаустины, будет освещать путь человечества в третьем тысячелетии. Необходимо, чтобы современное человечество, подобно тому, как некогда апостолы, встретилось в "горнице" истории с Воскресшим Христом, Который указывает нам на Свои Крестные раны и вновь приветствует словами: Мир вам! Да исполнится человечество Духа, даруемого Воскресшим Христом. Именно Дух исцеляет раны сердца, разрушает барьеры, отделяющие от Бога и разделяющие нас друг с другом, восстанавливает радость любви Отца и братского единства" (Иоанн Павел II. Проповедь, произнесенная 30 апреля 2000 г.).
Если мы в наши дни забудем призыв Иисуса "уповать на Божественное Милосердие", о котором напоминает и Папа, то не сможем осознать, что именно мы, священники, в первую очередь призваны исполниться Духа, даруемого Воскресшим Христом, и быть для всех людей знаком Божественного прощения (ср. Ин 20,19-23). Без прощения, плода милосердия, примирение превратится в утопию и, в свою очередь, неизбежно уступит место духу мщения и возмездия.
Лишь заповеди Христа "как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (см. Ин 13,34) и "любите врагов ваших" (см. Лк 6,27) имеют силу примирять человека с Богом, с самим собой и ближним. Разве сила, исторгаемая христианством - ни одна другая религия не знает ничего подобного - заключается не в милосердии и прощении?
Динамичная и неудержимая сила, берущая свое начало в Искупительной Жертве Христа, изливается на человечество, прежде всего, благодаря священническому служению. Лишь она может даровать Евхаристию и сакраментальное Прощение! Даже если иногда нас охватывает уныние из-за безразличия мира, который порой бывает враждебно настроен по отношению к Церкви, мы не должны забывать о том, что общество жаждет прощения и примирения, который принес Воскресший Христос, и исток которого заключен в Нем. Святейший Отец напоминает нам о глубокой истине, призывая размышлять о природе Благовещения Христова:
"Будучи глашатаями Христа, мы, прежде всего, призваны жить в близости с Ним: нельзя дать другим того, чего у нас нет! Современное общество жаждет Христа, несмотря на то, что мы видим противоположное. Его жажда воплощается в новых формах духовности, порой противоречивых, и с еще большей силой проявляется при решении важных этических вопросов, когда свидетельство Церкви оказывается камнем преткновения. Жажду Христа - осознанную или неосознанную - не могут утолить пустые слова. Лишь подлинное свидетельство дарует спасительное слово" (Послание к священникам на Великий четверг 2001 г.).
Как обрести Дух Христов, Который делает нас свидетелями Его дара, если мы не вернемся к частой и регулярной практике индивидуальной исповеди, а также к глубоко осознанному и переживаемому совершению мессы, продолжающейся в поклонении Пресвятым Дарам, для которого мы должны находить достаточно времени в течение дня?
Священник должен "питаться" поклонением Пресвятым Дарам, которое, наряду с частой Исповедью, служит для него действенным отдыхом, дарует глубокий мир и проливает бальзам на душу. Нас спасают не деятельность, не выступления, не встречи - порой весьма удачные! - но любовь к Господу Иисусу, Чье абсолютное превосходство должно сиять в жизни каждого священника. Именно отсюда проистекает миссионерский пыл "omnia instaurare in Christo" (восстановить все во Христе - прим. пер.)! Именно из нее черпается несказанное воодушевление!
Святые Церкви постигали и переживали эту духовную реальность; часто в письменной форме они запечатлевали свой плодотворный опыт единения с Господом Иисусом.
Так, св. Франциск Сальский в знаменитой книге "Руководство к благочестивой жизни", прибегая к аллегории с часами, искусно описывает необходимость регулярно участвовать в духовных упражнениях, чтобы привести в порядок свою душу: "Какие бы ни были хорошие часы, но надо заводить их два раза в день: утром и вечером, а кроме того, их надо хотя бы раз в год разобрать, починить как следует, заменить испорченные части новыми. Точно так же каждый, кто заботится о состоянии своего сердца <...> должен хотя бы раз в год разобрать его на части, тщательно проверить все его страсти и привязанности, чтобы исправить все недостатки, которые могут в нем оказаться. Часовщик осторожно смазывает все колесики часов каким-нибудь жидким маслом, а также и другие движущиеся части часового механизма <...>, так же и благочестивый человек <...> должен подвергнуть свое сердце действию Таинств Исповеди и Евхаристии. Упавшие силы восстановятся, сердце согреется; в душе вновь зазеленеют добрые намерения и зацветут добродетели" (V, 1).
Святой епископ, великий наставник духовной жизни служит примером для своих собратьев, многие столетия стремившихся должным образом помогать своим дорогим и неизменным сотрудникам-священникам обрести себя и познать радость служения, призывая их "in disparte" (к уединению - прим. пер.) в тишине и сосредоточенности. Подобным же образом Иисус посвящал столько времени заботе о Своих апостолах, которым часто, оставив толпу и общественную деятельность, объяснял смысл Священного Писания, готовя тем самым к страданиям, утешая и укрепляя их веру (см. Мф 17,1; Мф 20,17; Мк 10,32; Лк 10,23).
В наши дни ощущается насущная необходимость в деятельности священников, основанной на неизменно мотивированном углублении постижения сути священства и присущей ему особой духовности, и епископы рассматривают индивидуальную заботу о священниках - подлинный пастырский приоритет - как условие, необходимое для того, чтобы их деятельность была плодотворной. Поэтому они посвящают продолжительные периоды времени священникам: беседуют с ними, отвечают на их письма, молятся и укрепляют взаимное доверие, не забывают о руководстве и советах, даваемых с авторитетом и нежностью. Они действуют, совсем как... Иисус, по отношению к апостолам.
Надо иметь мужество, чтобы, делая выбор, отдать предпочтение, среди всего прочего, длительной молитве и братскому общению со священниками. Например, можно основать в епархии дом, предназначенный для пресвитеров, в котором они могли бы чувствовать себя как дома, если им потребуется особый период для духовных упражнений и восстановления физических сил. Не будет лишним и подлинный опыт общинной жизни священников - либо в группе пастырей, либо в обществе пресвитеров и архипастыря. Возможно, в будущем подобные формы общинной священнической жизни в епархиях будут действительно необходимы, особенно там, где пастырям угрожает одиночество из-за того, что они предоставлены самим себе, из-за отсутствия необходимой помощи, а также из-за излишней деятельности, расстояний, трудностей, непонимания.
Некоторые епископы посещают приход за приходом, чтобы провести там несколько дней, поездить вместе с настоятелем, познакомиться с условиями его жизни, составить себе представление о его служении и, таким образом, постепенно познакомиться с реальной жизнью вверенного ему духовенства.
Каким благодатным может оказаться время, проведенное епископом и священниками в дружественной обстановке! Оно могло бы быть полезно как пресвитерам, так и архипастырям, которые отвечают за вверенное им духовенство и поэтому должны разделять его радости и печали. Не так ли поступал Господь Иисус? Епископ не может обойтись без личного знакомства со священниками, а последние - без отцовского авторитетного руководства своего владыки.
Существует много актуальных пастырских задач, однако без личного внимания и индивидуального подхода к священникам и семинаристам, любые усилия напрасны.
Мы должны осознавать необходимость укреплять церковное общение в лоне каждой общины совместной молитвой, прежде всего, перед Пресвятыми Дарами. Да, работы очень много, перед нами стоят непростые задачи, но именно поэтому необходимо обратиться к главному, к душе любого апостольства - близости с Богом и единению в сердце Мистического Тела Христа.
Это тем более важно для епископа и священников - пульсирующего сердца всей епархии. В раннехристианских общинах, как рассказывается в Книге Деяний святых апостолов, общение верующих друг с другом было очень живым. В них царила подлинная, нерушимая верность словам Иисуса, данным в качестве Завещания во время Тайной Вечери: "как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (см. Ин 13,34); отличительный признак истинной христианской веры следующий: "in hoc cognoscent ommnes..." (по тому узнают все - прим. пер.) (см. Ин 13,35).
Евхаристия и Исповедь - таинства, одухотворенные милосердной любовью Бога; Господь даровал нам их, чтобы скрепить наше единство с Ним, а значит - единство со всеми братьями. Он даровал их нам по Своей великой духовной дружбе; оба таинства родились в Сионской горнице, где Господь Иисус обратился к апостолам как к истинным друзьям: до Своего Воскресения Он дарует Евхаристию, а сразу после Воскресения устанавливает Исповедь. Слова "сие творите в Мое воспоминание" (см. Лк 22,19), установившие таинство Рукоположения, которое дало апостолам и всем нам силу во все века совершать Евхаристическую Жертву, прозвучали в Горнице в атмосфере истинного доверия и молитвы. Именно поэтому Святейший Отец подчеркивает, что мы должны чувствовать себя "как дома" в Сионской горнице, нашей "колыбели".
Среди многочисленных обязанностей и задач необходимо постоянно стремиться к этой "колыбели", материнскому лону нашего священнического служения; священники, как некогда апостолы, должны руководствоваться особыми пастырскими намерениями, которые требуют от нас глубоко мотивированной преданности и немалого внимания, чтобы, по примеру нашего Господа, достойно подготовиться к размышлениям, молитве, доверительному братскому общению.
"Колыбель" требует от нас особого времени, которое невозможно ограничить периодом, не достаточным для созидания духовной атмосферы взаимного уважения как между самими священниками, так и по отношению к епископу, чему способствует совершение Евхаристии в сослужении. Поэтому необходимо более часто и регулярно разделять с собратьями по служению дар индивидуальной исповеди: "возлюбленные братья во священстве, давайте настойчиво прибегать к этому Таинству, дабы Господь мог неустанно очищать наше сердце, делая нас более достойными таинств, которые мы совершаем" (Послание к священникам на Великий четверг 2001 г.).
Я хотел бы обратиться к вам в этот день, когда весь мир молится о нашем освящении, как ваш брат в Господе, осознавая, как говорит св. Павел, что "сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам"(см. 2Кор 4,7); однако именно поэтому мы должны твердо верить, что Бог Отец помогает нам силой Своей благодати, настолько действенной, что "когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (см. Рим 5,20).
Именно поэтому нам совершенно необходимо, по примеру Богородицы, с доверием погрузиться в Божественное Милосердие, чтобы восстановить наши духовные силы.
Ее заступничеству я посвящаю свои размышления, дабы все Ее сыновья-священники, которые прочтут их, осознали насущную потребность в ежедневном обращении, и смогли достичь того, к чему призваны. Давайте объединим наши усилия, чтобы ничто не затмевало для нас Любви Христовой, дабы мы вновь открыли для самих себя и верующих богатство Таинства и силу Покаяния, дабы лучше осознать мудрость Учения Церкви, дабы пастырская деятельность, основанная на мотивированной, сердечной стойкости, принесла плоды.
Унынию никогда не будет места в сердце, "соединенном с Господом", ведь "у Бога не останется бессильным никакое слово" (см. Лк 1,37) и в простом и смиренном сердце обитает Творец.
Наша Небесная Матерь напоминает нам в "Магнификате", что "Господь низложил сильных с престолов и вознес смиренных" (Лк 1,52) и что Он совершил это по Своему Милосердию, которое "в роды родов к боящимся Его" (см. Лк 1,50). Давайте же в любой ситуации повторять вместе с Ней: "Иисус, уповаю на Тебя".
Кардинал Дарио Кастриллион Хойос,
префект Конгрегации по делам духовенства
Ватикан, 8 мая 2002 г.