Начало   Статьи   Веб-каталог   Энциклопедия   Гостевая книга   Почта

Этика Интернета

Документы Апостольского Престола

I. Введение

1. "Переворот, происходящий сегодня в области массовых коммуникаций, - не просто технологическая революция, а полная реорганизация средств, посредством которых человечество познает окружающий мир, проверяет достоверность и выражает свое восприятие. Непрекращающийся поток изображений и сведений, а также мгновенная передача информации с континента на континент как позитивно, так и негативно влияют на психологию, моральное и социальное развитие личности, на структуру и деятельность общества, на межкультурные связи, на восприятие и распространение ценностей, на наши представления о мире, идеологические воззрения и религиозные убеждения" (Папский Совет по средствам массовой информации. Пастырская инструкция по средствам массовой информации "Aetatis Novae", в связи с двадцатилетием выхода в свет "Communio et progressio", п. 4).

В последние десятилетия истинность этих слов стала более очевидной. Не нужно обладать особой силой воображения, чтобы представить себе земной шар, окутанный гулом электронных коммуникаций, исполненную общения планету, окруженую безмолвным пространством. Этический вопрос заключается в том, в какой мере это способствует подлинному развитию личности и помогает человечеству следовать своему сверхъестественному предназначению.

В большинстве случаев на этот вопрос можно дать положительный ответ. Новые СМИ представляют собой мощное орудие для образования и культурного обогащения, укрепления деловой и политической активности, диалога и взаимопонимания между различными культурами, а также, как подчеркивается в документе, сопутствующем данному (см.: Папский Совет по средствам массовой информации. "Церковь и Интернет"), укрепляют веру. Однако существует и оборотная сторона медали: СМИ можно использовать как на благо человека и общества, так и с целью эксплуатации, манипуляции, порабощения и развращения.

2. Среди прочих средств коммуникации (телеграф, телефон, радио, телевидение), которые в течение полутора столетий постепенно уменьшали влияние таких препятствий для общения людей, как время и пространство, Интернет - самое новое и, по многим показателям, наиболее влиятельное. С каждым днем все более увеличивается и без того огромное влияние Интернета на человека, народы и национальные сообщества.

В настоящем документе мы хотели бы определить католическую точку зрения по отношению к Интернету, на коей основана позиция Церкви в диалоге по вопросам об эволюции и использовании этих замечательных технологий, который она ведет с другими общественными объединениями, главным образом - религиозными. В настоящее время Интернет приносит немало пользы; по-видимому, в будущем он также будет носителем добра. В то же время очевидно, что он может причинить и вред. Добро и зло, присутствующие в Интернете, в немалой степени зависят от выбора пользователя, поэтому Церковь предлагает нам учитывать два важных аспекта: защиту достоинства человека и многовековую церковную традицию нравственной мудрости (см. Папский Совет по средствам массовой информации. "Этика СМИ", п. 5).

3. Итак, как и в случае с другими СМИ, центральные элементы измерения этики Интернета - человек и общество. По отношению к переданной информации, ее коммуникативным, структурным и системным аспектам этический принцип является основополагающим и неотъемлемым: "человек и общество - цель и критерий доброкачественности использования СМИ. Человек должен таким образом строить свое общение, чтобы приносить пользу развитию всего человечества" (Там же., п. 21).

Общее благо, "то есть совокупность тех условий общественной жизни, которые позволяют и сообществам, и отдельным их членам полнее и быстрее достигать своего совершенства" (II Ватиканский Собор. Пастырская Конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes", п. 26; ср. Катехизис Католической Церкви, п. 1906 г.), предлагает нам второй основополагающий принцип оценки средств массовой информации с точки зрения этики. В целом, его необходимо понимать как объединяющую членов сообщества совокупность целей, во имя достижения которых это сообщество и было создано. Благо отдельного индивидуума зависит от общего блага их социума.

Солидарность - вот сила, заставляющая людей защищать общее благо и содействовать ему. У нее нет ничего общего с "неопределенным, поверхностным сочувствием" к трудностям другого человека; это - "твердая и нерушимая решимость служить общему благу, т. е. на благо всех и каждого, дабы каждый человек по-настоящему ощущал свою ответственность за всех людей" (Иоанн Павел II. "Sollicitudo rei socialis", п. 38). Именно в наши дни стал очевиден и неоспорим интернациональный характер солидарности. Принято говорить о международном общем благе и содействовать его развитию.

4. Международное общее благо, сила солидарности, революция в СМИ, информационные технологии и Интернет напрямую связаны с процессом глобализации.

Новые технологии в значительной степени направляют и питают глобализацию, создавая ситуацию, при которой "коммерция и коммуникация более не связаны государственными границами" (Иоанн Павел II. Обращение к членам Папской академии Общественных наук, п. 2. 27 апреля 2001 г.). Это имеет серьезные последствия: благодаря глобализации растет благосостояние и поддерживается развитие общества. Она обладает такими преимуществами, как "эффективность и расширение производственных процессов... укрепление единства между народами... и рост уровня жизни человечества" (Иоанн Павел II. Апостольское постсинодальное обращение "Ecclesia in America", п. 20). Однако материальные блага распределяются неравномерно. На долю некоторых людей, коммерческих предприятий и ряда стран выпал безудержный рост благосостояния, в то время как другие оказались далеко позади. Целые народы практически полностью оттеснены от этого процесса и лишены достойного места в новом мире, обретающем в наше время свои очертания. "Глобализация полностью трансформировала экономические системы, создавая невиданные возможности для роста, и, в то же время, оттеснила многих на обочину: уровень безработицы в преуспевающих странах, равно как нищета в странах Южного полушария сделали недоступными прогресс и благосостояние для миллионов людей" (Иоанн Павел II. Обращение к дипломатам, аккредитованным при Святейшем Престоле, п. 3. 10 января 2000 г.).

Безусловно, что общество в странах, вовлеченных в процесс глобализации, сделало свой выбор добровольно и осознанно. Напротив, "многие люди, особенно те, кто лишен самого необходимого, ощущают себя насильно вовлеченными в этот процесс, а не его активными участниками" (Обращение к членам Папской академии Общественных наук, п. 2.).

Во многих регионах мира глобализация способствует стремительным, ничем не сдерживаемым переменам в социальной сфере. Этот процесс затрагивает не только экономику, но и культуру, на которую он оказывает как позитивное, так и негативное влияние. "Те, кто не по своей воле вовлечены в процесс глобализации, считают ее деструктивным потоком, сметающим на своем пути социальные устои, некогда защищавшие их, а также культурные ориентиры, направлявшие течение их жизни... Изменения в технологической сфере и эволюция трудовых отношений протекают слишком быстро - культура не в состоянии идти в ногу с ними" (Там же, п. 3).

5. Одно из самых важных последствий либерализации, имевшей место в последние годы, - переход власти от национального государства к транснациональным компаниям. Необходимо оказывать содействие таким компаниям и поощрять их трудиться на благо человечества. Таким образом, становится очевидной необходимость установить более тесное общение и диалог с другими структурами, заинтересованными в этом, например, с Церковью.

Использование новых информационных технологий и Интернета должно руководствоваться решительным стремлением поставить солидарность наций на служение общему благу. Они могут стать интрументом разрешения проблем человечества, многостороннего развития личности, созидания миропорядка, основанного на справедливости, умиротворении и любви. В наши дни, в еще большей мере, чем тридцать лет назад, когда была издана Пастырская инструкция о СМИ "Communio et progressio", масс-медиа дают возможность любому человеку, где бы он ни находился, быть "причастным огромным проблемам и трудностям, которые нависли над всем человечеством" (Папская комиссия по СМИ, Пастырская инструкция о СМИ "Communio et progressio", п. 19).

Все это повергает в изумление. Интернет может сделать это явью - как для отдельных людей, так и для сообществ, наций, всего человечества - только в том случае, если его используют, руководствуясь светом чистых, доброкачественных этических принципов, главный из которых - солидарность. Это послужит на благо всех людей, т. к. "сегодня мы, в большей мере, чем накануне, понимаем, что не сможем достичь счастья и мира друг без друга и, тем более, будучи настроенными друг против друга" (Иоанн Павел II. Обращение к дипломатам..., п. 4). Подобное желание отражает духовность единства, в которой заключена "способность замечать хорошее в других людях, ценить эти качества как дар Божий", а также "умение уделять внимание нашим братьям и сестрам, с тем, чтобы "носить бремена друг друга" (см. Гал 6,2) и противостоять искушению эгоцентризма, непрестанно одолевающему нас" (Иоанн Павел II. Апостольское послание "Novo millennio ineunte", 43).

6. Распространение Интернета также ставит перед нами немало вопросов этического плана, которые связаны с порнографией, сетевыми ресурсами, пропагандирующими насилие, сплетни и клевету, замаскированные под новости, конфиденциальностью, защитой и неприкосновенностью информации, авторского права и интеллектуальной собственности и многими другими аспектами. Далее мы вкратце остановимся на некоторых из них, признавая, в то же время, что они требуют дальнейшего изучения и обсуждения всех заинтересованных сторон. Наконец, мы не считаем Интернет виновником всех проблем; напротив, мы видим в нем источник немалой пользы для человечества. Однако воспользоваться этими благами в полной мере можно будет лишь после адекватного разрешения проблем.

II. Интернет

7. Интернету присуще множество поразительных черт. Он мгновенно охватывает весь мир, не привязан к какому-либо одному центру; он интерактивен, его контент безграничен и доступен отовсюду; он гибок и обладает необыкновенной приспособляемостью. Его можно назвать общедоступным в том смысле, что любой человек, при наличии необходимого оборудования и простых технических навыков, может активно войти в сетевое пространство с тем, чтобы объявить что-нибудь миру и привлечь к себе внимание. Интернет дает возможность хранить анонимность, принимать участие в ролевой игре и предаваться фантазиям, общаться и обмениваться мнениями с другими людьми. Подстраиваясь под вкусы пользователя, он в равной мере дает ему возможность активно участвовать либо пассивно раствориться в "замкнутом мирке самолюбования, оказывающем почти наркотическое действие" ("Этика СМИ", п. 2). Интернет может преодолеть разобщенность людей и сообществ, а может, наоборот, углубить ее.

8. Технологическая основа Интернета тесно связана с его этическими аспектами: люди старались использовать его изначальные особенности и в то же время приспосабливать их к своим потребностям. Действительно, новая система появилась в шестидесятые годы, во времена "холодной войны", когда для того, чтобы избежать ядерного удара, была создана децентрализованная сеть компьютеров, в которых хранились наиболее важные сведения. Децентрализация - ключ к схеме, она гарантировала сохранность информации даже в том случае, если один или несколько компьютеров выйдут из строя.

Совершенствование возможностей свободного обмена информацией сыграло позитивную роль в развитии Интернета. Однако и принцип рассеянной конфигурации, и децентрализованная Всемирная сеть, появившаяся в конце восьмидесятых, оказались созвучны умонастроению, противопоставлявшему себя всему, что хотя бы отдаленно связано с узаконенным контролем над общественной ответственностью. В Интернете развился чрезмерный индивидуализм. Вот, начали говорить, новое царство, волшебная страна киберпространства, в которой позволены любые формы самовыражения и в которой действует всего один закон: полная личная свобода делать все-что-мне-угодно. Безусловно, все это означает, что в сетевом пространстве в этом случае в полной мере будут признаны права и интересы исключительно радикальных анархистов. Это мнение до сих пор влияет на определенные круги, его поддерживают обычные доводы анархистов, защищающих пропаганду порнографии и насилия в СМИ в целом (Папский Совет по средствам массовой информации. "Пропаганда порнографии и насилия в СМИ: пастырский ответ", п. 20).

Несмотря на то, что радикальные индивидуалисты и предприниматели представляют собой две разные группы, существует определенное совпадение интересов тех, кто хочет превратить Интернет в площадку для любых форм самовыражения (независимо от того, насколько они низменны или разрушительны) и теми, кто видит в Интернете орудие для беспрепятственного осуществления коммерческой деятельности в рамках неолиберальной экономической модели, которая превозносит "выгоду и законы рынка... в ущерб достоинству и уважению личности и наций" ("Ecclesia in America", п. 56).

9. Стремительное развитие информационных технологий значительно увеличило возможности для общения некоторых людей и привилегированных слоев общества. Интернет помогает человеку ответственно пользоваться свободой и достижениями демократии, развить кругозор в различных сферах жизни, открыть для себя новые горизонты в культуре и образовании, стереть разделения, по-разному способствовует становлению личности. "Ничем не сдерживаемый поток изображений и слов в планетарном масштабе трансформирует не только политические и экономические связи между народами, но и наше познание окружающего мира. Этот феномен открывает перед нами огромный спектр немыслимых возможностей" (Иоанн Павел II. Послание к Международному дню молитв о мире 2001 г., п. 11). Диалог между культурами, который стал возможен благодаря Интернету и другим СМИ, при условии, что он основывается на общечеловеческих ценностях, может стать "особым орудием для созидания цивилизации любви" (Там же, п. 16).

Однако это еще не все. "Парадоксально, но именно силы, способствующие развитию общения, могут также привести к углублению взаимного отчуждения и эгоцентризма" (Иоанн Павел II. Послание к XXXIII Всемирному дню средств массовой коммуникации, п. 4, 24 января 1999 г.). Интернет соединяет людей, но может и разделять их - усиливая взаимное недоверие как отдельных пользователей, так и сообществ, разделенных идеологией, политикой, пристрастиями, расовой либо этнической принадлежностью, возрастными категориями и религией. Уже известны случаи использования Интернета в качестве оружия с целью агрессии; часто можно слышать об угрозе "кибертерроризма". Будет очень горько и грустно, если орудие коммуникации, обладающее таким потенциалом для объединения людей, вернется к своим истокам, восходящим к периоду "холодной войны", и станет ареной международного конфликта.

III. Некоторые аспекты, вызывающие беспокойство

10. Из всего вышесказанного следует, что некоторые аспекты, связанные с Интернетом, вызывают беспокойство.

Среди наиболее важных из них - явление, которое сегодня все чаще называют "цифровым разделением" (digital divide), т. е. дискриминация, разделяющая богатых и бедных - как внутри отдельного народа, так и за его рамками. Она проистекает из права доступа к новым информационным технологиям либо отсутствия такового. В этом смысле его можно назвать новым расслоением общества на "богатых информацией" и тех, кто ее лишен.

Словосочетание "цифровое разделение" подчеркивает тот факт, что каждый индивидуум, сообщество и нация должны обладать доступом к новым технологиям, чтобы в полной мере пользоваться благосостоянием, которое сулят глобализация и прогресс, и не оказаться оттесненными на обочину. Необходимо, чтобы "разрыв между теми, кто пользуется новыми средствами информации и самовыражения и теми, кто еще не получил к этому доступ, не оказался новым, никем не контролируемым, источником неравенства и дискриминации" (Иоанн Павел II. Послание к XXXI Всемирному дню средств массовой коммуникации, 1997). Необходимо найти способы для того, чтобы сделать Интернет доступным для менее преуспевающих сообществ, неважно - прямо или опосредованно, т. е. связывая его с традиционными СМИ, менее дорогостоящими. Сетевое пространство должно быть источником исчерпывающей информации и услуг, доступных для всех и представленных на разных языках. На общественные институты возложена особая ответственность - создавать и поддерживать информационные ресурсы такого рода.

В то время как новая экономика принимает все более зримые очертания, Церковь старается, чтобы "от этого процесса выиграло все человечество, а не только обеспеченная элита, которая контролирует науку, технологии, коммуникации и естественные ресурсы планеты". Церковь желает, чтобы "глобализация служила каждому человеку и всему человечеству" ("Этика в СМИ", п. 22).

Поэтому необходимо не забывать о том, что причины и последствия "информационного разделения" носят не только экономический, но также технический, социальный и культурный характер. Так, например, иной тип "разделения", который принес с собой Интернет, причиняет ущерб достоинству женщины и поэтому с ним также необходимо бороться.

11. Особое беспокойство у нас вызывают культурные измерения происходящего. Будучи мощными орудиями процесса глобализации, новые информационные технологии и Интернет передают и прививают нам некую совокупность культурных ценностей - образ мышления, касающийся социальных взаимоотношений, семьи, религии, состояния человека. Новизна этих взглядов может бросить вызов традиционной культуре и раздавить ее.

Диалог между культурами и взаимное духовное обогащение, безусловно, насущно необходимы. "Диалог между культурами особенно необходим именно сегодня, т. к. новые коммуникативные технологии накладывают сильный отпечаток на жизнь как отдельных людей, так и народов" (Там же, п. 11). Однако он должен быть взаимным. Культурные традиции должны взаимообогащаться; навязывание же мировоззрения, ценностей и языка какой-либо одной культуры представляет собой не диалог, а культурный империализм.

Наибольшей остроты проблема доминирования той или иной культуры достигает в том случае, если в господствующей культуре заключены ложные ценности, враждебные истинному благу человека и сообщества. При существующем положении дел Интернет, наряду с другими СМИ, передает информацию, основанную на ценностях западной секулярной культуры, обществу, не готовому оценить ее и противостоять ей. Это приводит к серьезным проблемам, например, в отношении к браку и семейной жизни, которые в настоящее время во многих регионах переживают "широко распространившийся глубокий кризис" (см. "Novo millennio ineunte", 47).

В этих условиях культурная чувствительность и уважение ценностей и верований других людей служат императивом. Диалог между культурами защищает традиции как "исторически оправданное и созидательное самовыражение, как следствие единства человечества" и "поддерживает их взаимопонимание и общение" (Послание к Международному дню молитв о мире 2001 г., п. 10); он необходим для созидания и сохранения духа международной солидарности.

12. Вопрос о свободе слова в Интернете непрост и порождает немало опасений.

Мы решительно защищаем свободу слова и обмен мнениями. Свободный поиск и познание истины - фундаментальное право человека (Иоанн Павел II. "Centesimus annus", 47), а свобода слова - краеугольный камень демократии. "Все это требует и того, чтобы человек, блюдя нравственный порядок и общую пользу, мог свободно искать истину, выражать свое мнение и распространять его... и чтобы он, наконец, получал правдивые сведения об общественных событиях" (II Ватиканский Собор. "Gaudium et spes", 59). Общественное мнение, "основная форма самовыражения людей, организованных в обществе", требует "свободы высказывать свое мнение и суждение" ("Communio et progressio", пп. 25,26).

В свете стремлений к общему благу мы осуждаем общественные власти, пытающиеся закрыть доступ к информации (Интернету и другим СМИ) из опасений или стремления избежать лишних препятствий. Мы также осуждаем манипуляции обществом, осуществляемые с помощью пропаганды и дезинформации, а также ограничение законной свободы слова и самовыражения. Авторитарные режимы - худший пример такого поведения. Тем не менее, подобные проблемы существуют и в либерально-демократическом обществе, где доступ к масс-медиа ради выражения своих политических взглядов часто зависит от уровня благосостояния человека, а политики и их советники не уважают правду и беспристрастность, клевещут на оппонентов, низводят важные проблемы до ничтожных пересудов.

13. Журналистика, как часто подчеркивается, в настоящее время переживает большие изменения. Сочетание новых технологий и глобализациии "способствует росту возможностей СМИ, и, в то же время, делает их более уязвимыми для пресса идеологии и коммерции" (Иоанн Павел II. Обращение, прочитанное по случаю Юбилея журналистов, п. 2. 4 июня 2000 г.). Все это верно и для журналистики.

Интернет - эффективный инструмент для скоростной передачи новостей и информации. Однако экономическая состязательность и круглосуточный режим работы он-лайновой журналистики приводят к погоне за сенсациями и распространению сплетен, к смешению новостей с игрой на публику и явному сокращению числа серьезных репортажей и взвешенных комментариев. Без честной журналистики немыслимо общее благо народов и интернационального сообщества. Явные трудности, с которыми журналистика сталкивается в Интернете, требуют немедленного разрешения со стороны самих журналистов.

Для многих пользователей немыслимый объем информации, представленной в Интернете, создает огромные проблемы. При этом, по большей части, невозможно проверить ее доброкачественность. Мы опасаемся и того, что пользователи новых технологий начнут приспосабливать информацию под возведение электронных барьеров, защищаясь тем самым от малознакомых идей и точек зрения. В плюралистичном мире люди испытывают потребность укреплять взаимопонимание, и поэтому такая тенденция представляется нездоровой. Пользователь Интернета должен быть избирательным, дисциплинированным, однако не стоит впадать в крайности, отгораживаясь от других людей. Необходимо продолжать изучение влияния масс-медиа на психическое развитие и здоровье человека, не стоит также исключать, что долговременное "погружение" в виртуальный мир сетевого пространства может оказаться для него очень опасным. "Новые технологии дают человеку возможность пользоваться информацией и услугами, созданными конкретно для него. В этом есть определенные преимущества, однако неизбежно возникает вопрос: не превратится ли общество в будущем в конгломерат людей, каждый из которых слушает только себя. Что же тогда станет с солидарностью, во что превратится любовь в этом мире?" ("Этика СМИ", п. 29).

14. Помимо проблем, касающихся свободы слова, достоверности и корректности новостей, передачи информации, существует еще ряд аспектов, вызывающих беспокойство; они проистекают из анархизма. Идеология радикального анархизма ошибочна и опасна. В полной мере это проявляется в стремлении признать законным свободу самовыражения во имя поиска истины. Свобода ошибочно превозносится "до такой степени, что объявляется абсолютом, источником всех ценностей... Таким образом, неотъемлемое стремление к истине исчезает, уступая место критерию степени искренности, подлинности, ¦согласия с самим собой¦" (Иоанн Павел II. "Veritatis splendor", п. 32). В этой концепции нет места для подлинной общности, общего блага и солидарности.

IV. Рекомендации и заключение

15. Как мы уже видели, солидарность - критерий служения Интернета общему благу. Именно общее благо создает предпосылки для этического вопроса: "Чему служат масс-медиа - добру или злу?"

Ответственность за это возложена на многих людей и сообщества, например, на транснациональные компании, о которых шла речь выше. Работа каждого пользователя с Интернетом должна подчиняться доброкачественным, с точки зрения морали, целям. Человек обязан быть проинформирован о возможных негативных последствиях своей деятельности и руководствоваться самодисциплиной. Родители должны следить за тем, как дети пользуются Сетью (ср. Иоанн Павел II. Постсинодальное Апостольское обращение "Familiaris consortio", п. 76). Программы, по которым ведется обучение в школах и образовательных центрах для детей и взрослых, должны обязательно включать в себя не только развитие технических навыков (компьютерной грамотности и др.), но и воспитание избирательного пользования Интернетом, трезвого и разумного подхода к информации. Те, от чьих решений и действий зависят структура и контент Интернета, должны в духе деловой солидарности служить общему благу.

16. Со стороны властей не должно быть никакой предварительной цензуры; "к цензуре... можно прибегать только в самых исключительных случаях" ("Communio et progressio", п. 86). Однако на Интернет, как и другие СМИ, распространяется действие разумных законов, запрещающих пропаганду ненависти, клевету, мошенничество, детскую порнографию и порнографию вообще, а также другие противоправные явления. Преступления, совершенные в сетевом пространстве, ничем не отличаются от преступлений, совершенных в других условиях, поэтому гражданские власти должны - и у них на это есть полное право - вводить в действие соответствующие законы. Новые законодательные нормы должны предусматривать и преступления, касающиеся сугубо Интернета - создание и распространение компьютерных вирусов, воровство личных данных, хранящихся на жестком диске, и тому подобное.

Законодательное регулирование пользования Интернетом - желаемая мера. Первоочередной задачей и лучшим методом остается саморегуляция пользователя. "Разрешение проблем, проистекающих из ничем не управляемой коммерциализации и приватизации, зависит не от государственного контроля за СМИ, а от регулирования, в соответствии с нормами общественной жизни, таких, как ответственность всего общества" ("Aetatis Novae", 5). Полезную роль могут сыграть кодексы трудовой этики, при условии, что к их составлению и воплощению в жизнь привлечены представители общественных организаций. Подобные кодексы должны предусматривать меры поощрения для ответственных пользователей, а для нарушителей устанавливать санкции, в числе которых может быть и общественная цензура (ср. "Communio et progressio", п. 79). Порой обстоятельства требуют вмешательства со стороны государства: так, с целью изучения общественного мнения могут создаваться комиссии наблюдения за масс-медиа (Там же, п.88).

17. Транснациональный и объединяющий характер Интернета, а также его роль в процессе глобализации требуют сотрудничества на международном уровне, необходимого для разработки стандартов и механизмов, помогающих развивать и защищать общее благо (ср. Обращение к членам Папской академии Общественных наук, п. 2). "Существует насущная потребность в беспристрастном отношении международного сообщества" ("Этика СМИ", п. 22) к медиатехнологиям, как и ко многим другим сферам. Необходимо принять решительные меры для устранения "цифрового разделения" как в частном, так и в общественном секторах.

Многие непростые вопросы, касающиеся Интернета, требуют достижения международного консенсуса: например, каким образом службы безопасности могут гарантировать неприкосновенность личной информации законопослушных граждан и сообществ и, в то же время, пристально следить за преступниками и террористами? Как защищать авторское право и интеллектуальную собственность, не ограничивая при этом доступ к информации, представляющей собой общественное достояние? Как вообще определить что такое "общественное достояние"? Как сделать доступным для всех пользователей Интернета огромный объем информации на различных языках? Как защищать права женщин на доступ к Интернету и другим аспектам новых информационных технологий? Наконец, проблема уничтожения "цифрового разделения" богатых и бедных требует пристального внимания ко всем аспектам - техническим, образовательным и культурным.

В наши дни наметилось укрепление международной солидарности, что дает Организации Объединенных Наций особую "возможность внести вклад в глобализацию солидарности, ибо она, с точки зрения совпадения различных интересов и потребностей, есть место встречи государств и гражданских обществ... Сотрудничество международных агентств и неправительственных организаций гарантирует, что интересы некоторых государств и определенных сообществ внутри них - пусть и законные - не будут отстаиваться в ущерб интересам и правам других народов, менее процветающих" (Иоанн Павел II. Обращение к Генеральному секретарю Объединенных наций и Административному комитету координации деятельности ООН, пп. 2,3. 7 апреля 2000 г.). В связи с этим мы надеемся, что Всемирный саммит по информационному обществу, проведение которого запланировано на 2003 г., станет положительным опытом обсуждения данных проблем.

18. Как упоминалось выше, в документе "Церковь и Интернет", сопутствующему данному, речь идет об использовании Церковью Интернета, а также о роли Интернета в жизни Церкви. Здесь мы хотели бы подчеркнуть, что Католическая Церковь, как и другие религиозные институты, должна явно присутствовать в Интернете, участвовать в общественном обсуждении путей развития Всемирной Сети. "Церковь не претендует на то, чтобы навязывать свои решения и выводы, но стремится предложить реальную помощь, указывая приемлемые, с точки зрения этики и морали, критерии его развития, основанные как на общечеловеческих, так и на христианских ценностях" ("Aetatis Novae", п. 12).

Интернет может внести замечательный вклад в жизнь человечества. Он способствует достижению процветания и мира, интеллектуальному и эстетическому развитию личности, взаимопониманию между народами в планетарном масштабе.

Он также может помочь человеку в его давнем стремлении к самопознанию. В наши дни, как и во все времена, люди задают те же фундаментальные вопросы: "Кто я? Откуда я пришел? Куда я иду? Почему существует зло? Что ждет меня после этой жизни?" (Иоанн Павел II. Энциклика "Fides et ratio", п. 1). Церковь не может навязывать свой ответ на них, однако она может - и должна - возвещать миру ответы, которые у нее имеются; и сегодня, как всегда, она предлагает единственно верные ответы на самые волнующие, жизненно важные вопросы Иисуса Христа, Который "полностью являет человека самому человеку и открывает ему его высочайшее призвание" ("Gaudium et spes", 22). Как и весь современный мир, мир масс-медиа, включая Интернет, был заключен Христом, пусть пока не полностью, в границы Царства Божия и поставлен на служение Слову спасения. Однако "ожидание новой земли должно не ослаблять, а скорее побуждать заботу о возделывании этой земли, где произрастает то Тело новой человеческой семьи, которое уже может дать некое предначертание нового века" (Там же, 49).

Архиепископ Джон П. Фоули,
Председатель Папского Совета
по средствам массовой информации,
епископ Пьерфранко Пасторе,
секретарь
Ватикан, 22 февраля 2002 г.,
в праздник Кафедры св. ап. Петра.

Хостинг от uCoz