Интернет - новый форум для благовестия
Документы Апостольского Престола
Послание Святейшего Отца
к XXXVI Всемирному дню
средств массовой коммуникации
Возлюбленные братья и сестры,
1. Церковь во все времена продолжала дело, начатое в Пятидесятницу, в день, когда апостолы, движимые Святым
Духом, вышли на улицы Иерусалима, благовествуя на различных языках (см. Деян 2,5-11). С тех пор минули
столетия, и евангелизационная миссия Церкви охватила весь мир, христианство "пустило корни" даже в самых
отдаленных уголках земли и "научилось" говорить на различных языках, исполняя заповедь Христа проповедовать
Евангелие всем народам (см. Мф 28,19-10).
Однако история евангелизации не была ограничена географическими рамками, поскольку Церковь была вынуждена
переступать пороги различных культурных традиций, а каждый шаг требовал от нее все большей энергии и
творческих сил в проповеди единой Благой Вести Иисуса Христа.
Великие географические открытия, эпоха Возрождения и изобретение книгопечатания, промышленный переворот и
рождение современного мира: таковы переходные моменты, питавшие новые формы евангелизации. Ныне, в эпоху
апогея информационной революции, Церковь, безусловно, стоит на пороге новых выдающихся достижений. Давайте же
в этом году, празднуя Всемирный день средств массовой коммуникации, поразмышляем над темой "Интернет - новый
форум для благовестия".
2. Безусловно, интернет - новый "форум", в подлинном, древнеримском значении этого слова. Там разрешались
политические проблемы и заключались сделки, отправлялись религиозные обряды; по большей мере, именно там
протекала общественная жизнь города, а человек имел возможность продемонстрировать и положительные, и
отрицательные стороны своего характера. Форум - многолюдная и шумная площадь; на нее накладывала отпечаток
окружающая действительность, но, в то же время, там созидалась особая культура.
Это справедливо и для
киберпространства, нового горизонта, открывающегося перед нами в начале третьего тысячелетия. Подобно
перспективам, открывшимся перед человечеством в минувшие эпохи, оно представляет собой сплав опасностей и
больших ожиданий, не лишено вкуса приключений, присущего времени больших перемен. Для Церкви новый мир
киберпространства - призыв к большому приключению, применению на деле накопленного потенциала для проповеди
Благой Вести. Этот вызов представляет собой саму суть исполнения в начале тысячелетия слов Христа: "Отплыви
на глубину - Duc in altum"! (Лк 5,4)
3. Церковь разумно подходит к этому средству коммуникации, возлагая на него определенные надежды. Подобно
другим методам передачи информации, интернет - средство, а не цель. Всемирная сеть может предоставить
огромные возможности для евангелизации, если пользоваться ею, осознавая ее сильные и слабые стороны.
Передавая информацию и пробуждая интерес у пользователей, интернет может стать местом первой встречи с Благой
Вестью; это особенно важно для молодых людей, ибо для них киберпространство поистине стало "окном в мир". Не
менее важно, чтобы христиане действительно могли помочь тому, кто впервые сталкивается с интернетом, перейти
от виртуального мира к реальному христианству.
Интернет может стать орудием евангелизации. Там, где христиане не испытывают культурной поддержки, где
необходима постоянная катехизация и воспитание в вере, интернет может стать замечательным помощником.
В сети уже представлено огромное число источников информации - документы Церкви, Святого Предания и
Учительства, обзор деятельности в различных областях, статьи по истории религии. Очевидно, что интернет ни в
коей мере не может способствовать глубокому опыту познания Бога - его даруют лишь таинства Церкви - однако
он, безусловно, может помочь подготовиться ко встрече со Христом в лоне христианской общины и поддержать
новообращенных на пути веры.
4. Необходимо ответить на ряд вопросов об использовании интернета в области евангелизации. Предназначение
всемирной сети - мгновенная передача бескрайнего потока информации. В условиях культуры, основанной на
видимости, есть риск, что люди будут больше считаться с фактами, чем с ценностями. Интернет предлагает много
интересного, однако не учит ценностям; пренебрегая ими, человек перестает правильно оценивать самого себя и
легко забывает о ниспосланном свыше достоинстве. Очевидно, что интернет, несмотря на немалый позитивный
потенциал, может быть использован не в лучших целях; поэтому те, кто облечен властью, должны гарантировать,
что это чудесное средство будет служить всеобщему благу и не станет источником зла.
Наконец, интернет радикально меняет психологию взаимоотношений человека с пространством и временем. Он
привлекает внимание к тому, что необходимо человеку в настоящий момент, и, в то же время, легкодоступно;
из-за этого может угаснуть интерес к знаниям и развитию самостоятельного мышления. Однако человеку насущно
необходимы время и покой, чтобы поразмышлять о загадках жизни, постепенно возрастая в зрелом постижении
самого себя и окружающего мира.
Понимание и мудрость - плод созерцания мира, они не проистекают из накопления фактов, пусть даже очень
занимательных. Это - результат нашей интуиции, проникающей в суть вещей и связывающей их друг с другом и
реальностью. Более того, будучи форумом, на котором все возможно и все изменчиво, интернет способствует
развитию релятивистского образа мышления и, порой, приводит к бегству от личной ответственности.
Каким же образом в таких условиях мы сможем сохранить мудрость как плод интуиции, а не ослепления
информацией, мудрость, различающую добро и зло и основывающуюся на извечной системе ценностей?
5. Благодаря интернету люди могут постоянно общаться друг с другом, что до недавнего времени было неслыханно;
это раскрывает удивительные возможности для благовестия. Однако отношения, основанные на достижениях
электроники, не заменят личного общения с человеком, необходимого для развития подлинной евангелизации. Ибо
она немыслима без свидетельства того, кто призван к благовестию (см. Рим 10,14-15). Каким образом Церковь
может "оторвать" людей от обмена мнениями по интернету и подтолкнуть их к более глубокому общению, которое
необходимо при евангелизации? Как строить подлинные отношения, исходя из первичного обмена информацией,
предоставляемого интернетом?
Нет сомнений в том, что "электронная революция" обещает нам позитивный прорыв в развитии мира; однако есть
опасность, что разрыв между коммуникацией и информацией на самом деле усугубит уже существующее неравенство.
Как же нам направить революцию в сфере информации и коммуникации, двигателем которой является интернет, в
русло служения единству и укреплению солидарности человечества, тесно связанных с евангелизаторской миссией
Церкви?
Наконец, в это непростое время я хотел бы спросить: сможем ли мы сделать так, чтобы столь чудесное средство
общения, некогда задуманное военными как оружие, служило делу мира? Поможет ли интернет созиданию диалога,
взаимопониманию, солидарности и примирению - всего того, без чего невозможен прочный мир? Церковь верит, что
это так; поэтому она решительно выходит на новый форум, вооружившись Евангелием Христа, Царя мира.
6. Интернет позволяет воспроизводить миллиарды изображений на миллионах мониторов. Будет ли явлен Лик Христа
в этой галактике изображений и звуков? Будет ли слышен Его голос? Ибо мир узнает Благую Весть об искуплении,
узрев Его Лик и вняв Его голосу. Вот подлинная цель евангелизации, и только это может создать в интернете
пространство для человека, ибо если в нем не будет места Христу - не будет места и человеку. Празднуя
Всемирный день средств массовой коммуникации, я призываю Церковь смело переступить новый порог и "отплыть на
глубину" всемирной сети, чтобы, как некогда, Евангелие и культура совместно явили миру "славу Божию в лице
Иисуса Христа" (2Кор 4,6). Да благословит Господь всех, кто трудится ради этого.
Иоанн Павел II
Ватикан, 24 января 2002 г.,
память св. Франциска Сальского