Misericordia Dei
Документы Апостольского Престола
Апостольское послание в форме "motu proprio"
о некоторых аспектах совершения таинства Покаяния
По милосердию Бога, Отца примирения, Слово воплотилось в чистом лоне Пресвятой Девы Марии, чтобы спасти "людей Своих от грехов их" (см. Мф 1,21) и открыть им "путь к вечному спасению" (Римский Миссал. I Префация Адвента). Святой Иоанн Креститель подтвердил эту миссию, когда указал на Иисуса и сказал: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1,29). Вся деятельность и проповедь Предтечи представляла собой настойчивый и пламенный призыв к покаянию и обращению, знаком которого было крещение в водах Иордана. Сам Иисус подчинился этому обряду покаяния (ср. Мф 3,13-17), не потому, что был грешен, но потому, что "Он позволяет причесть Себя к грешникам; Он уже есть "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1,29); Он уже предвещает "крещение" Своей кровавой смертью" (Катехизис Католической Церкви, 536). Поэтому спасение - это, прежде всего, искупление греха, препятствующего дружбе с Богом, и освобождение от состояния рабства, в котором пребывает человек, поддавшийся искушению лукавого и утративший свободу детей Божиих (ср. Рим 8,21).
Иисус вверил апостолам миссию провозглашать Царствие Божие и проповедовать Евангелие ради обращения (ср. Мк 16,15; Мф 28,18-20). Вечером в день Своего Воскресения Иисус дал апостолам, которые вскоре должны были начать свою миссию, власть силой Духа Святого примирять кающихся грешников с Богом и Церковью: "Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин 20,22-23, ср. Вселенский Тридентский Собор, сессия XIV. "De sacramento paenitentiae", кан. 3: DS 1703).
История и непрерывная практика, утвердившаяся в Церкви, показывают, что "служение примирения" (ср. 2Кор 5,8), даруемого посредством таинств Крещения и Покаяния, - пастырская обязанность, которой неизменно уделяется большое внимание и которая исполняется, в соответствии с повелением Иисуса, как первейшая задача священнического служения. Совершение таинства Покаяния со временем развивалось и приобрело различные внешние формы, в которых, однако, сохранялась основополагающая внутренняя структура, признающая, помимо действия служителя таинства - только епископ или пресвитер судит о тяжести греха и дает отпущение, заботится о душе и исцеляет ее во имя Христа - необходимость следующих действий кающегося: сокрушения, исповеди и удовлетворения за грехи.
В Апостольском послании "Novo millennio ineunte" я написал: "Прошу также об обновлении пастырского мужества, дабы ежедневное воспитание христианских общин убедительно и действенно основывалось на совершении таинства Примирения. Как вы помните, в 1984 году я посвятил этой теме Постсинодальное обращение, озаглавленное "Reconci-liatio et paenitentia", в котором я обобщил выводы Ассамблеи Синода епископов по данному вопросу. Тогда я призвал изо всех сил противостоять кризису "осознания греха". Когда вышеназванный Синод обратился к рассмотрению данного вопроса, для всех стал очевиден кризис таинства Примирения, особенно в некоторых странах мира. Причины, вызвавшие этот кризис, не исчезли за сравнительно короткий срок. Однако нельзя не заметить того, что Юбилейный год, отмеченный возвращением к таинству Покаяния, вновь вселил в нас воодушевление, которое нельзя потерять: если столько людей, в том числе совсем юных, обрели благодать, приступив к этому таинству, очевидно, что пастыри, вооружившись еще большей надеждой, изобретательностью и настойчивостью, должны знакомить с ним верующих и учить их высоко ценить его" (№37: AAS 93 (2001) 292).
Этими словами я стремился и стремлюсь ободрить и, одновременно, настойчиво призвать моих собратьев в епископском служении (а через них - всех пресвитеров) тщательно заботиться о совершении таинства Примирения, чего от нас требуют подлинное милосердие и истинная пастырская справедливость (ср. Кодекс Канонического Права, кан. 213 и 843, ¦1). Я напоминаю вам, что каждый верующий, пребывающий в должном расположении духа, имеет право индивидуально получать этот сакраментальный дар.
Для распознания расположения духа кающегося, с тем, чтобы служитель таинства мог решить, можно или нет дать отпущение грехов, а также для того, чтобы наложить соответствующую епитимью, необходимо, чтобы верующий не только испытал свою совесть, раскаялся в содеянном и принял решение более не грешить (ср. Вселенский Тридентский Собор, сессия XIV, "Doctrina de sacramento paenitentiae", глава 4: DS 1676), но также исповедался в своих грехах. Поэтому Тридентский Собор провозгласил, что необходимо "по Божественному установлению исповедоваться во всех смертных грехах, причем в каждом отдельно" (Там же, кан. 7: DS 1707). Церковь всегда видела существенную связь между суждением, вверяемом священнику в этом таинстве, и необходимостью, стоящей перед кающимся перечислить все свои грехи (ср. Там же, глава 5: DS 1679; Вселенский Флорентийский Собор, Decr. pro Armeniis: DS 1323), кроме тех случаев, когда это невозможно. Поэтому, поскольку полная исповедь в тяжелых грехах - это, по Божественному установлению, составная часть Таинства, она ни в коей мере не должна зависеть от собственных суждений пастырей (диспенсация, интерпретация, местные обычаи и т. д.). Лишь компетентная церковная власть определяет в соответствующих дисциплинарных предписаниях критерии, позволяющие различать, когда действительно невозможно исповедаться в грехах, от ситуаций, когда такая невозможность иллюзорна, либо ее можно преодолеть.
В современных условиях ведения пастырской деятельности я, идя навстречу просьбам многих собратьев в епископском служении, считаю своевременным напомнить - в духе единства и ответственности, свойственных всему епископату (ср. кан. 392; II Ватиканский Вселенский Собор, Догматическая Конституция о Церкви в современном мире "Lumen gentium", 23.27; Декрет о пастырском служении епископов в Церкви "Christus Dominus", 16) - о некоторых действующих предписаниях Канонического Права, относящихся к этому Таинству, чтобы подчеркнуть некоторые его аспекты и побудить к заботе о его надлежащем совершении. Речь идет о том, чтобы тщательно сохранять и сделать более действенным, а значит, плодотворным, преподание дара, который Господь Иисус вверил Церкви после Своего Воскресения (ср. Ин 20,19-23). Это кажется тем более актуальным, поскольку в некоторых регионах заметна тенденция пренебрегать индивидуальной исповедью и злоупотреблять "общим" или "коллективным отпущением", так что оно уже не рассматривается как чрезвычайное средство, применяемое лишь в исключительных обстоятельствах. Из-за самовольного расширения условий, требуемых ситуацией серьезной необходимости (ср. кан. 961, ¦1,2), на практике упускается из виду верность Божественной структуре таинства, или, говоря более конкретно, необходимость индивидуальной исповеди, что тяжело ранит духовную жизнь верующих и святость Церкви.
Поэтому, выслушав по этому вопросу предложения Конгрегации Вероучения, Конгрегации Богослужения и Таинств, Папского Совета по толкованию законодательных текстов, а также наших досточтимых братьев-кардиналов, возглавляющих ведомства Римской Курии, подтверждая вероучение Католической Церкви о таинстве Покаяния и Примирения, представленное в Катехизисе Католической Церкви (см. пп. 980-987; 1114-1134; 1420-1498), помня о своей пастырской ответственности и полностью осознавая неизменно насущную необходимость и действенность этого Таинства, постановляю следующее:
Ординариям следует напомнить всем служителям таинства Покаяния то, что утвердил всеобщий закон Церкви, применительно к католическому вероучению по этому вопросу, то есть:
а) "Индивидуальная и полная исповедь, а также отпущение грехов представляют единственно нормальный способ, посредством которого верующий, сознающий за собой тяжкий грех, примиряется с Богом и с Церковью. Только физическая или моральная невозможность снимает обязательство такой исповеди, и в таком случае примирение может осуществиться другими способами" (Кан. 960).
б) "Каждый, кому в силу должности вверено пастырство, обязан заботиться о том, чтобы порученные ему верующие могли исповедоваться, если просят об этом разумным образом, и предоставить им возможность исповедоваться индивидуально в определенные и удобные для них дни и часы" (Кан. 986, ¦1).
Кроме того, все священники, имеющие полномочие совершать таинство Покаяния, должны всегда выказывать полную готовность совершить его всякий раз, как верующие разумным образом просят об этом (См. II Ватиканский Вселенский Собор, Декрет о служении и жизни священников "Presbyterorum ordinis", п. 13; Ordo Paenitentiae, Praenotanda, п. 10 b, editio typica, 1974). Отсутствие такой готовности принять раненых овец или пойти им навстречу, с тем, чтобы привести их в овчарню, было бы печальным знаком недостатка пастырского чувства у тех, кто, в силу рукоположения во священство, должен являть образ Доброго Пастыря.
Ординарии, так же, как настоятели и ректоры церквей и санктуариев, должны регулярно удостоверяться в конкретном существовании наилучших возможностей для исповеди верующих. В особенности рекомендуется видимое присутствие исповедников в местах богослужений в установленные для этого часы, приспособление распорядка к реальному положению кающихся, а также особая возможность исповедоваться перед мессой и ответить на нужды верующих во время совершения месс, если есть другие священники (См. Конгрегация Богослужениия и Таинств, "Responsa ad dubia proposita: Notitiae", 37 (2001), р. 259-260).
Поскольку "верующий обязан исповедовать, согласно их виду и числу, все тяжкие грехи, совершенные после крещения и еще не отпущенные прямо властью ключей Церкви и не исповеданные посредством индивидуальной исповеди, которые он осознал после серьезного испытания своей совести" (Кан. 988, ¦1), то надо отвергнуть всякий обычай, который ограничивает исповедь общим признанием или исповеданием лишь одного или нескольких самых значительных грехов. С другой стороны, имея в виду, что все верующие призваны к святости, им рекомендуется исповедовать также и повседневные грехи (См. кан. 988, ¦2; Иоанн Павел II, Постсинодальное Апостольское обращение "Reconciliatio et paenitentia (2 декабря 1984), п. 32; AAS 77 (1985), р. 267; "La Documentation catholique" 82 (1985), рр. 25-26; ККЦ п. 1458).
Именно в свете предыдущих норм и в их контексте следует понимать и правильно применять разрешение многим кающимся одновременно, без предварительной индивидуальной исповеди, как это предусмотрено в кан. 961 Кодекса Канонического Права. Действительно, "оно носит исключительный характер" (Иоанн Павел II. Постсинодальное Апостольское обращение "Reconciliatio et paenitentia" (2 декабря 1984), п.32; AAS 77 (1985), р. 267; "La Documentation catholique" 82 (1985), рр. 25-26) и "не может быть дано общим образом, а только в случаях, когда:
угрожает близкая опасность смерти и не хватает времени для того, чтобы священник или священники выслушали исповедь каждого из кающихся;
существует серьезная необходимость, то есть, если, учитывая число кающихся, нет достаточного количества священников, чтобы надлежащим образом выслушать исповедь каждого в соответствующее время, так что кающиеся, без их вины, оказались бы надолго лишены благодати таинства или святого Причастия; однако необходимость не считается достаточной, когда исповедники слишком заняты просто из-за большого притока кающихся, который может произойти в связи с большим праздником или паломничеством" (Кан. 961, ¦1).
По поводу ситуации серьезной необходимости мы уточняем следующее:
а) речь идет о ситуациях, которые объективно являются исключительными, вроде тех, что могут возникнуть на территориях миссии или в отдельных изолированных общинах верующих, куда священник может приезжать только один или несколько раз в год, или когда этого требуют условия войны, метеорологические условия или другие подобные обстоятельства.
б) Два условия, установленные Каноническим Правом, чтобы объяснить, что такое серьезная необходимость, неотделимы друг от друга; поэтому одна только невозможность исповедовать людей "надлежащим образом" и "в соответствующее время" из-за недостатка священников недостаточна; такая невозможность должна сопровождаться тем, что в противном случае кающиеся не по своей вине остались бы "на долгое время" лишенными благодати таинства. Поэтому нужно принимать в расчет совокупность обстоятельств и кающихся, и их епархии в том, что касается организации пастырской работы последней и возможности для верующих получить таинство Покаяния.
в) Первое условие, то есть невозможность выслушать исповеди "надлежащим образом" и "в соответствующее время", относится только ко времени, разумно требуемого для необходимого, действительного и достойного совершения сути таинства, так как продолжительная пастырская беседа не является необходимой и может быть отложена до более благоприятных обстоятельств. Это время, разумно подходящее для того, чтобы выслушать исповеди, будет зависеть от реальных возможностей как исповедника или исповедников, так и самих кающихся.
г) По поводу второго условия следует сказать, что необходима благоразумная оценка того, насколько длительным должен быть период, во время которого верующие будут лишены сакраментальной благодати, чтобы действительно появилась физическая или моральная невозможность, в соответствии с кан. 960, когда нет непосредственной опасности смерти. Такое суждение не является благоразумным, если оно искажает смысл физической или моральной невозможности, как случилось бы, если бы, например, время меньшее, чем месяц, было бы сочтено "долгим временем" для такого лишения.
д) Недопустимо создавать или допускать ситуацию кажущейся серьезной необходимости, возникающей из-за пренебрежения обычной формой совершения таинства вследствие несоблюдения указанных выше норм (см. supra, пп. 1 и 2) и, тем более, когда они возникают из-за того, что верующие выбирают коллективную исповедь, как если бы речь шла о нормальной возможности, эквивалентной двум обычным формам, определенным в Требнике.
е) Большой приток верующих сам по себе не представляет достаточной необходимости, не только тогда, когда он происходит из-за большого праздника или паломничества, но даже в местах туризма или по другим подобным причинам, порождаемым все возрастающими перемещениями людей.
Судить о том, исполнены ли условия, требуемые кан. 961 ¦¦1,2, надлежит не исповеднику, а "епархиальному епископу, который, приняв во внимание критерии, согласованные с другими членами Конференции епископов, может определить наличие необходимости в данном случае" (Кан. 961, ¦2). Эти пастырские нормы должны быть выражением исследования, произведенного с учетом обстоятельств каждой территории, со всякой верностью критериям, указанным общей дисциплиной Церкви, опирающимся, впрочем, на требования, которые следуют из самого таинства Покаяния в его Божественном установлении.
Поскольку полное согласие между различными епископатами мира имеет первостепенное значение в этом, столь существенном для жизни Церкви вопросе, то Конференциям епископов, согласно кан. 455, ¦2 Кодекса Канонического Права, надлежит в кратчайший срок передать в Конгрегацию Богослужения и Таинств текст тех норм, которые они собираются установить или создать в свете данного "motu proprio", касательно применения канона 961 этого Кодекса. Это, безусловно, будет способствовать большему общению между епископами всей Церкви и побуждать верующих в изобилии черпать из источников Божественного Милосердия, никогда не иссякаемых в таинстве Примирения.
В этой перспективе общения будет равным образом уместно, чтобы епархиальные епископы отчитывались перед своими Конференциями по поводу наличия или отсутствия серьезной необходимости на территории их юрисдикции. Затем Конференциям нужно будет поставить в известность вышеупомянутую Конгрегацию о фактическом положении на своей территории и о возможных изменениях, которые могут произойти впоследствии.
Что же касается личного состояния души кающихся, то следует помнить, что:
а) "Для того, чтобы верующий мог действительным образом воспользоваться сакраментальным разрешением, преподанным одновременно множеству кающихся, требуется не только соответствующее состояние души, но также решение, что в надлежащее время он индивидуально исповедует те тяжкие грехи, которые теперь исповедать не может" (Кан. 962, ¦1).
б) По мере возможностей, даже в случае близкой смертельной опасности, следует обратиться к верующим с "увещанием, призывающим каждого совершить акт покаяния" (Кан. 962, ¦1).
в) Ясно, что те, кто живет в постоянном состоянии тяжкого греха и не намеревается менять свое положение, не могут действительным образом получить разрешение.
Соблюдая обязанность "по крайней мере, раз в год исповедоваться надлежащим образом в своих тяжких грехах" (Кан. 989), "верующий, получивший отпущение тяжких грехов посредством общего разрешения, должен как можно скорее, при ближайшем случае, совершить индивидуальную исповедь прежде, чем примет следующее общее разрешение, если только этому не помешает справедливая причина" (Кан. 963).
В том, что касается местонахождения и места совершения таинства покаяния, следует помнить о том, что:
а) "Надлежащим местом для принятия исповеди является церковь или часовня" (Кан. 964, ¦1), принимая во внимание, что причины пастырского характера могут быть основанием для совершения таинства в других местах (см. кан. 964, ¦3);
б) Место для исповедей определено нормами, установленными соответствующими Конференциями епископов; эти нормы должны гарантировать, чтобы это место находилось "на виду" и было оборудовано "постоянной решеткой", чтобы как верующие, так и исповедники могли им свободно пользоваться (см. кан. 964, ¦2; Папский Совет по толкованию законодательных текстов, "Responsa ad propositum dubitum: de loco excipiendi sacramentales confessiones" (7 июля 1998): AAS 90 (1998), р. 711; "La Documentation catholique" 95 (1998), р.799.).
Постановляю, чтобы все, что я установил настоящим Апостольским посланием в форме "motu proprio", имело полную и постоянную ценность и соблюдалось, начиная с этого дня, невзирая на какое бы то ни было обратное распоряжение. То, что установлено данным Посланием, действительно также, по своей сути, для достопочтенных Восточных католических Церквей, в согласии с канонами Кодекса, принятого ими.
Иоанн Павел II
Ватикан, базилика св. Петра, 7 апреля 2002 г.,
воскресенье в Октаве Пасхи
или воскресенье Божественного Милосердия.
Редакция благодарит секретаря Представительства Святейшего Престола в РФ
о. Томаша Грысу за важные поправки и общее редактирование текста.