Можно ли допускать к священству гомосексуалистов?
Тема гомосексуализма среди духовенства в свете совращения малолетних в Соединенных Штатах стала очень популярной. Многие начали задумываться о способах предотвращения подобного в будущем. Тема затронула гомосексуалистов из-за того, что большая часть подобных преступлений среди духовенства совершается именно в гомосексуальном «стиле». Вопрос трудный. С одной стороны хотелось бы сразу во всех духовных семинариях провести конкретную чистку, удалить все подозрительные лица. С другой – угроза «охоты на ведьм» и отрицания существования действительно хороших верующих священников, поборовших в себе данную склонность на пути к Богу.
Некоторые пробуют все упрощать, приравнивая проблемы с чистотой гомосексуалиста с проблемами с чистотой гетеросексуалиста. Это не так. Можно представить это на таком примере. Пребывание гомосексуального семинариста в обычной семинарии больше напоминает формацию гетеросексуалиста в женском монастыре, среди молоденьких монашек. Поэтому понятен скептицизм некоторых наставников. Также трудно определиться с границей, за которой можно утверждать, что склонность кандидата является непреодолимым препятствием на пути к священству или монашеству. Слишком уж разношерстна гомосексуальная среда. Есть люди, чувствующие склонность, но не практикующие из-за убеждений либо заторможенности в общении с людьми, имевшие один либо несколько гомосексуальных контактов до семинарии и, наконец, имевшие эти контакты уже во время формации.
Церковь после II Ватиканского Собора достаточно осторожно высказалась по этому поводу, проявляя особое внимание к этапу духовной формации в епархиальных семинариях и орденах. Именно на этом этапе кандидат в священники должен проинформировать наставников о своей склонности. А они в свою очередь обязаны определиться: способен ли кандидат продолжить дальнейшую формацию и в будущем жить обетом чистоты. Связано это с тем, что гомосексуальная склонность в человеке идет рука об руку с некоторыми эмоциональными ранами. Поэтому решение в пользу кандидата обязывает его в дальнейшем, в зависимости от силы склонности, постоянно «сотрудничать» с исповедником, участвовать в терапии, практиковать определенный чувственный аскетизм. Многое еще не определено, наставники обречены на то, чтобы поступать исходя только из своих субъективных убеждений. А на это в свою очередь накладывается ситуация в каждом конкретном обществе. Уж очень отличаются взгляды на эту тему в Штатах и, например, в России.
Как читатель уже заметил, я не пытаюсь ответить на главный вопрос, лишь достаточно громко его произнести и этим начать открытую дискуссию, в которой рождается истина.