О клубной культуре у камина
Современную клубную культуру часто принято относить к ярко выраженному постмодерну. Позволю
себе в этом усомниться. К отличительным признакам искусства постмодерна относят предельный
эклектизм и полифонию стилей и жанров, децентрацию композиции, разорванность сюжетных линий,
дискретность повествования. Для постмодернистских произведений характерны цитатность,
постоянная игра смысла, многоуровневые отсылки. Постмодерн возводит в принцип иронию и
самоиронию, скептически относится к какой бы то ни было самотождественности, стремится к
уничтожению всяческих иерархий, ограничений и границ, в том числе различий между «высоким»
(«элитарным») и «низким» («массовым») искусством, между автором и потребителем, между
произведением искусства и зрителем, активно использует новейшие технологии в творческом
процессе (Интернет).
Время появления литературного постмодерна некоторые исследователи связывают с выходом в свет
книги Дж. Джойса «Поминки по Финнегану» (1939). Характерные черты постмодернизма
проявляются в произведениях Д. Бартелма («Вернитесь, доктор Калигари», «Городская жизнь»), Р.
Федермана («На Ваше усмотрение»), У. Эко («Имя розы», «Маятник Фуко»), М. Павича («Хазарский
словарь»). К явлениям российского постмодернизма можно отнести, например, сочинения А.
Жолковского, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Идеальную книгу» Макса Фрая.
Постмодернизм оказал большое влияние на искусство кино. Массовый зритель знаком с
постмодернистским кинематографом, в частности по работам американских кинорежиссеров В.
Аллена («Любовь и смерть», «Разбирая Гарри»), К. Тарантино («Криминальное чтиво», «От заката до
рассвета»). Фильмы позднего Ж. Л. Годара («Страсть», «История(и) кино») представляют собой
образец «интеллектуального» постмодернизма.
В изобразительном и театральном искусстве влияние постмодернизма выражается в ликвидации
дистанции между актерами (художественным произведением) и зрителем, в максимальной
вовлеченности зрителя в концепцию произведения, в размывании грани между реальностью и
вымыслом. В искусстве постмодерна процветают разнообразные акции («экшн»): перформанс,
хэппенинг и др.
Дух постмодернизма продолжает проникать во все сферы человеческой культуры и
жизнедеятельности. В том числе якобы и в молодежную культуру. К сожаленью клубное движение
переросло постмодернизм, вылезло из штанишек элитарной субкультуры и обросло серостью
массовой культуры.
Необходимым свойством современного клубления является занимательность, чтобы оно имела
коммерческий успех. Занимательность же задается жесткими структурными условиями формы.
Сюжетная и стилистическая фактура продуктов должна быть отлично сработанной, только тогда ей
обеспечен успех. Реально становится почти невозможно отличить две соседние композиции на каком-
нибудь диске, например, deep house.
Для клубной эстетики характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным,
агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Как это не парадоксально, она
оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в
модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то
современная клуб-культура преимущественно традиционна и консервативна. Она ориентирована на
среднюю норму, поскольку обращена к огромной массе молодежи, не знающей чем себя занять.
Диагноз прост и прозрачен – отрезать, не делая божества из тинейджерских памперсов.