Начало   Статьи   Веб-каталог   Энциклопедия   Гостевая книга   Почта

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА, в Католической церкви монашеские объединения, жизнь которых регламентируется Уставом. Способ внутренней организации монастырской жизни, включая состав и порядок ежедневного и годичного литургического цикла, одежду, питание и т. д., такие объединения обозначались термином «орден» (например, Клюнийский орден).

С возникновением цистерцианцев орденом стали называть замкнутое и централизованное объединение монастырей во главе с общими координирующими и контрольными органами, соблюдающее орденские статуты, дополнявшие и разъяснявшие монашеский устав. Унификация в рамках ордена доходила до общности святых-покровителей и единообразия в архитектурном облике обителей. Правовой статус последних регламентировали орденские привилегии, полученные от папства. Зримым отличием орденов друг от друга был цвет, покрой и детали монашеского одеяния. В противоположность монастырям бенедиктинцев, жестко привязанным к локальному политическому и социальному окружению, ордена представляли собой общеевропейские надгосударственные структуры, служившие более эффективной опорой папству в его универсалистских притязаниях. В этом отношении предшественником ордена можно считать уже клюнийское объединение 10-11 вв. В 12 в. под влиянием монашества часть крестоносцев, сражавшихся в Святой Земле, объединилась в духовно-рыцарские ордена.

Несмотря на ряд общих черт, ордена различались по структуре, что выражало, в частности, различное видение целей монашеского служения.

У цистерцианцев и клюнийцев высшей властью обладал генеральный капитул. Ордена со слабовыраженным общежительным началом и высокой степенью мобильности братьев (все духовно-рыцарские ордена, нищенствующие ордена), делились на провинции или «нации», в целом совпадавшие с границами крупных государств или этноязыковых общностей. Каждую провинцию возглавлял провинциальный министр, а во главе всего ордена стоял генерал или верховный магистр. Ему, а не аббату конкретного монастыря, как в прежнем монашестве, член ордена приносил монашеские обеты. У иезуитов высшая иерархия ордена приносила обет непосредственно папе. Если в нищенствующих орденах верховной властью наряду с должностными лицами обладал генеральный капитул, на котором были представлены либо одни министры, либо также делегаты от конвентуалов, то у иезуитов капитул отсутствовал.