ДОМИНИКАНЦЫ
ДОМИНИКАНЦЫ, католический монашеский орден, первый из нищенствующих орденов. Основан св. Домиником, утвержден в 1216 папой Гонорием III. Официальное название с 1217/1218 — «братья ордена проповедников» (лат. fratres ordinis Praedicatorum). Орден был создан с целью проповеди и борьбы с ересями, угрожавшими целостности Католической Церкви. Первый опорный пункт доминиканцев — Провилль под Тулузой — возник на юге Франции, охваченном ересью альбигойцев. В молитве, аскетическом и апостольском образе жизни Доминик видел средства обретения святости — главного условия успешной проповеди. Среди крупнейших доминиканских проповедников 13-15 вв.: Стефан Бурбонский, Дитрих Фрайбергский, Савонарола и др. Проповедь верного учения предполагала подготовку грамотных пастырей, поэтому с самого начала другим важнейшим направлением деятельности доминиканцев стало углубленное изучение богословия. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города средневековой Европы. Доминиканцы создали разветвленную сеть богословского образования, включавшего также изучение различных языков. Вскоре именно доминиканцы во многом определяли, что есть истинное христианское учение. Богословы 13 в., осуществившие синтез христианства с аристотелизмом, св. Альберт Великий и его ученик св. Фома Аквинский — крупнейший католический богословский авторитет — были доминиканцами. Из числа доминиканцев назначалось большинство инквизиторов, а последовательность и упорство братьев в борьбе за чистоту веры закрепила за ними прозвище Domini canes (лат. «псы Господни»).
Хотя первый генеральный капитул ордена в Болонье в 1220 провозгласил отказ от всякого имущества, доминиканцы, которым с самого начала для занятий богословием необходимы были отдельные кельи, обширные библиотеки, значительные финансовые ресурсы, быстро согласились со смягчением требований нестяжательства (1228). В конце 14 в. в ордене оформилось движение обсервантов, идеологами которого выступили генерал ордена Раймунд из Капуи (1380-1399) и Екатерина Сиенская (ум. в 1380). С начала 15 в. конвенты обсервантов, стремившиеся к строгому соблюдению киновии и устранению личной собственности у братьев, существовали автономно внутри ордена. В cередине 19 в. единство ордена было восстановлено.