PASSION
Еще не началась съемка фильма, а уже разгорелись споры, что антисемитский, слишком реалистичный, острый, что пропагандирует насилие, что слишком религиозный, что… Когда несколько лет назад услышал, что Гибсон хочет создать фильм о последних часах жизни Иисуса, то искренне обрадовался, ожидая хороший фильм.
И не ошибся. До сих пор не был сторонником библейских экранизаций. Те фильмы часто были слишком простые, плоские, слащавые, инфантильные… Никто скорее всего не ожидал, что камера может еще что-нибудь извлечь из Библии. Ну чтоже. Сконцентрируюсь только на трех обвинениях и на поиске контраргументов к ним.
Обвинения…
Первое обвинение относится к антисемитизму. "Passion" критикуется еврейскими кругами, считающими, что фильм "обвиняет" Евреев, приписывая им ответственность за смерть Христа. Более умеренные противники боятся последствий, которые может вызвать фильм, утверждая, что "Passion" (англ. Страсти) любви может превратиться в "Passion" ненависти. Выражают также неприятие натурализма, ужасных сцен бичевания Иисуса, называя их чудовищными - это вторая группа обвинений по отношению к фильму Гибсона. Следующие аргументы противников выходят за рамки обсуждения фильма, выглядят достаточно опасно. Касаются личной жизни Мела Гибсона. Объективизм в показе Муки Господней погребен ими из-за того, что режиссер - католик.
Контраргументы...
Начнем с конца. Мел Гибсон никогда не скрывал того, что является практикующим католиком, верным своей первой жене и воспитывающим вместе с ней их семеро детей. Если кто-то живет по-христиански и за свои личные деньги (25 млн. долларов) делает фильм, то это не может быть поводом дискриминации. Ведь каждый имеет право свободно высказаться? Интересно, почему было так тихо при создании "Последнего искушения Христа"? Мел Гибсон проскользнул в Голивуд через черный вход дебютом в низкобюджетном "Безумном Максе". Фильм принес неплохие деньки, поэтому его приняли в свой круг. Но "Passion" - это уже слишком... Гибсон в своих фильмах всегда акцентировал высшие ценности ("Знаки", "Храброе сердце"...), но никогда еще так не "демонстрировал" свою религиозность. Однако имеет право это сделать.
Аргументы о насилии, крови, натурализме, высказанные в контексте насилия в современном мире, звучат просто смешно. В интервью для американской телесети АВС Гибсон сказал, что должен был показать "Passion" выходящей за определенные рамки. "Натурализм фильма трогателен, заставляет зрителя осознать бесконечно большую жертву Христа".
Трудно себе представить, что бичевание и распятие выглядели иначе, мягче. Особо чувствительные люди должны понять, что такова была судьба Иисуса и примерно так выглядела Его мука и смерть. Мука Иисуса в богословии имеет ключевое значение и точно не была "сахарной". Это было шокирующее зрелище, а мы привыкли к версиям стандартным, избитым, статичным, немного магическим, к образам, вызванным идеализированной живописью и скульптурой. Не ожидали, что Мука Господня будет настолько "физиологическая" и ужасающая.
Антисемитизм...
На вопрос о антисемитизме Гибсон ответил, что это грех, неустанно осуждаемый Церковью и Папой. Быть антисемитом значит быть антихристианином.
Фильм, основанный на евангелическом описании муки и смерти Иисуса имеет свои конкретные географические, топографические и исторические корни. Если хотим показать муку Иисуса так, как она выглядела, не можем перенести действия ни в Австралию, ни в Канаду. Поэтому героями этих событий - позитивными и негативными - являются Евреи и живущие в Иерусалиме язычники, в основном Римляне и те, кто с ними сотрудничал.
Между строк...
Многие подчеркивают необычную евангелизационную силу этой картины. Вероятно из-за того, что "Passion" была создана с верой и эту веру несет зрителю. Мел во время работы над фильмом каждый день вместе со всей группой принимал участие в Службе Божей, причащался. На съемочной площадке произошло несколько неожиданных обращений атеистов, агностиков, мусульман и иудеев на христианство - говорит Мел Гибсон. Революционной идеей оказалось использование в диалогах арамейского и латинского языка, что дало особое ощущение реальности происходящего.
Люблю Его сильнее чем когда-либо. Не хочу, чтобы люди на экране видели меня. Хочу, чтобы увидели Иисуса Христа.[…] Это фильм о любви - говорит James Caviezel, сыгравший в "Passion" Иисуса.
А что увидел я? Иисуса Христа, который умер за меня. И, хочешь-не-хочешь, задал себе такой избитый вопрос: где мое место в этом фильме и на Крестном Пути? Скорее всего наиболее близкий правде ответ дал символическим жестом сам Мел Гибсон, ведь это его рука в кадре вбивает гвоздь в ладонь Спасителя.