Начало   Статьи   Веб-каталог   Энциклопедия   Гостевая книга   Почта

Христианство

Восточная Церковь

Церкви Вселенского Православия

Вселенское Православие - это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Теоретически все Церкви Вселенского Православия равны, хотя фактически Русская Православная Церковь претендует на главную роль (Москва - третий Рим), а Вселенский Константинопольский Патриархат ревниво блюдет свое почетное "первенство чести". Вселенское Православие состоит из 15-ти автокефальных и нескольких автономных Церквей.

Древне-Восточные Церкви

Это, в основном, т.н. "не-халкидониты", т.е. Восточные Церкви, по тем или иным причинам не принявшие Халкидонский (IV Вселенский) Собор. По своему происхождению делятся на "монофизитские" и "несторианские", хотя очень далеко ушли от этих древних ересей.




Церкви Вселенского Православия




Константинопольская Православная Церковь, по преданию, основана ап. Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия. В ЗЗО г. император Константин Великий основал на месте Византия новую столицу Римской империи - Константинополь. С З81 г. автокефальная архиепископия, с 451 г. - патриархат, центр т.н. "императорских ересей", боролся за первенство с Александрийской Церковью; а затем - с самим Римом. В 1054 г. отношения с Римской Церковью были окончательно разорваны и лишь в 1965 г. частично восстановлены. С 1453 г. Константинопольский Патриархат существует на территории мусульманской Турции. Однако его юрисдикция простирается за границы турецкого государства и обнимает весьма значительные церковные области: Афон, Финляндскую Автономную Церковь, полуавтономную Критскую Церковь, Епископские кафедры в Западной Европе, Америке, Азии и Австралии.

Александрийская Православная Церковь, по преданию, основана около 67 г. апостолом Марком в столице Северного Египта Александрии. С 451 г. - патриархат, третий по значению после Рима и Константинополя. Однако уже в конце V - начале VI века Александрийская Церковь была сильно ослаблена монофизитской смутой. В VII веке. Она окончательно пришла в упадок в связи с арабским нашествием, а в начале ХVI века была завоевана турками и до последнего времени находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя. Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.

Антиохийская Православная Церковь, по преданию, основана около 37 г. в Антиохии апостолом Павлом и Варнавой. С 451 г. - патриархат. В конце V - нач. VI веков ослаблена монофизитской смутой. С 637 г. попала под власть арабов, а в начале XVI века захвачена турками и пришла в упадок. Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.

Иерусалимская Православная Церковь - древнейшая из Православных Церквей, первым епископом которой считается апостол Иаков, брат Господень (+ около 63г.}. После Иудейской войны 66-70 гг. была разорена и уступила свое первенство Риму. С IV века постепенно восстанавливается. В VII веке приходит в упадок в связи с арабским нашествием

Синайская Церковь - имеет 23 храма и 27 монастырей, из которых самый большой - монастырь Св. Гроба. В самом Иерусалиме насчитывается не более 8 тысяч православных верующих. Богослужение совершается на греческом и арабском языках.

Русская Православная Церковь - основана в 988 г. при св. князе Владимире I как митрополия Константинопольской Церкви с центром в Киеве. После татаро-монгольского нашествия кафедра митрополии в 1299 г. перемещена во Владимир, а в 1325 г. - в Москву. С 1448 г. - автокефалия (1-й независимый митрополит - свт. Иона). После падения Византии (1553 г.) и до сих пор претендует на звание "третьего Рима". С 1589 г. - патриархат (1-й патриарх - свт. Иов). С 1667 г. сильно ослаблена старообрядческим расколом, а затем петровскими реформами: Патриаршество было упразднено - учрежден т.н. Святейший Синод, назначаемый императором. Соборы созывать не разрешалось. После падения самодержавия был созван Поместный Собор 1917-18 гг., который вернул Церкви каноническое возглавление (св. патриарх Тихон). В то же время Церковь испытала сильное гонение от советской власти и претерпела ряд расколов (крупнейший из которых, "карловацкий", существует до сих пор). В 1930-е гг. она была на грани исчезновения. Только с 1943 г. началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата. На Поместном Соборе 1971 г. произошло примирение со старообрядцами.

Сербская Православная Церковь основана в конце IX в. С 1219 г. - автокефалия. С 1346 г. - первый (т.н. Печский) Патриархат. В XIV в. попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 г. обрела независимость, но через два века снова оказалась в подчинении у Константинополя. Только в 1879 г. вновь стала автокефальной. На территории соседней Македонии христианство известно еще со времен апостола Павла. С IV по VI в. Македонская Церковь попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. В конце IX - нач. XI в. имела статус автокефалии (с центром в Охриде) и, возможно, участвовала в Крещении Руси. Особая церковная судьба была у Черногории и т.н. Буковинской Митрополии. Объединение всех этих православных областей в единую Сербскую Церковь произошло в 1919 г. С 1920 г, восстановлен Сербский Патриархат. Фашистская оккупация и последующий социалистический период нанесли Сербской Церкви значительный урон. Обострились националистические тенденции. В 1967 г. Македония отъединилась в самочинную автокефалию.

Румынская Православная Церковь. Первые епархии на этой территории известны с IV в. Долгое время они находились в церковной зависимости от Константинопольского Патриархата. С XIV в. - под властью турок. В первой половине XIX века, временно присоединены к Русской Церкви. В 1865 году (через 3 года после образования Румынского государства) местная Церковь провозгласила себя автокефальной, но Вселенский Патриархат признал это только в 1885 г.

Болгарская Православная Церковь основана в 865 г. при св. князе Борисе. С 870 г, - автономная Церковь в рамках Константинопольского Патриархата. С 927 г. автокефальная архиепископия с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в, Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя. После упорной борьбы в 1872 г. была самочинно восстановлена Болгарская автокефалия, объявленная Вселенским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г, схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

Грузинская Православная Церковь основана в начале IV в. трудами св. равноапостольной Нины (+ ок. 335). Первоначально подчинялась Антиохийскому Патриархату. С 487 г. - автокефальная Церковь с центром в Мцхете (резиденция верховного Католикоса). При Сассанидах (VI - VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI - XVIII вв.) - с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку Грузинского Православия. Следствием тяжелого политического положения страны было вступление ее в состав Российской империи (1783). Грузинская Церковь перешла в ведение Святейшего Синода на правах экзархата, а звание Католикоса было упразднено. Экзархи же назначались из русских, что в 1918 г, явилось причиной церковного разрыва с Россией. Однако в 1943 г. Московская Патриархия признала автокефалию Грузинской Церкви как самостоятельного Патриархата. Возглавляет Ее Католикос.

Кипрская Православная Церковь, по преданию, основана апостолом Варнавой в 47 г. Первоначально - епархия Антиохийской Церкви. С 431 г. - автокефальная архиепископия. В VI в. попала под арабское иго, от которого освободилась только в 965 г. Однако в 1091 г. остров Кипр был захвачен крестоносцами, с 1489 по 1571 г. принадлежал Венеции, с 1571 - туркам, с 1878 г. -англичанам. Только в 1960 г. Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой.

Элладская (Греческая) Православная Церковь. Христианство на ее территории появилось при ап. Павле. С IV в. Греческие епископские кафедры входили в состав то Римской, то К-Пльской Церкви. В 1453 г. Греция была завоевана турками и вошла в юрисдикцию К-Пльского Патриархата, Только в 1830 г. Греция добилась независимости и начала борьбу за автокефалию, которую получила в 1850 г. Но, едва освободившись от Константинополя, она попала в зависимость от короля. Только по Конституции 1975 г. Церковь была, наконец отделена от государства. В то же время (в 1960-е гг.) от Элладской Православной Церкви откололась так называеммая Истинно-Православная Церковь Греции (старого стиля).

Польская православная Церковь основана в 966 г, при князе Мешко I. После разделения Церквей православные доминировали, в основном, в восточных областях, где в 1235 г. учредили епископскую кафедру в городе Холм (позже - в Перемышле). Но в 1385 г. князь Ягайло объявил свое государство католическим, что послужило причиной перехода православных в католицизм. В 1596 г. православные еппископы во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли на Брестском Соборе юрисдикцию Папы Римского. Эта т.н. Брестская уния длилась до 1875 г., когда, после раздела Польши, была восстановлена православная Холмская епархия. В 1918 г. Польша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная Церковь, выделившись в самочинную автокефалию, все более деградировала. Только в 1948 г. по инициативе Московской Патриархии Польская Автокефалия была признана, и положение Ее упрочилось.

Чехословацкая Православная Церковь основана на территории Чехии (в Моравии) в 863 г. трудом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии. Но в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической Церковью. Только в 1920 г. благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. После Второй мировой войны они обратились за помощью к Московской Патриархии и были организованы сначала в экзархат, а с 1951 г, - в Автокефальную Чехословацкую Православную Церковь.

Американская Православная Церковь. В 1794 г., монахи Валаамского Спасо-Преображенского монастыря создали первую православную миссию в Америке. Своим апостолом американские православные считают прп. Германа Аляскинского (+ 1837). При арх. Тихоне (впоследствии - св.патриархе) кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. В первые же годы советской власти контакты с ней оказались очень затрудненными. Американских иерархов подозревали в связи с ГПУ усиливались нестроения. В этой связи в 1971 г. Московский Патриархат даровал Американской Церкви автокефалию. Это решение вошла в противоречие с интересами Вселенского Патриархата, который уже имел в своей юрисдикции 2 млн. американских православных. Поэтому Американская Автокефалия до сих пор не признана Константинополем, но существует de facto. Богослужение проводится на английском языке.



Древне-Восточные Церкви





Армянская Апостольская Церковь, по преданию, восходит к аппостолам Фаддею и Варфоломею. Исторически образована в 320-е гг, трудами святого Григория Просветителя (ум. 335), сын и преемник которого, Аристакес, был участником I Вселенского Собора В своей догматике основывается на постановлениях трех первых Вселенских Соборов и придерживается христологии свт. Кирилла Александрийского (т.н. миафизитство). В IV Вселенском Соборе не участвовала по объективным причинам и постановлений его (искаженных переводом) не признала. В период с 491 по 536 г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви. Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В настоящее время имеет епархии в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.

Коптская Православная Церковь, из семьи т.н. "монофизитских" Церквей, образована в период с 536 по 580 г. в среде египетских коптов. Национальная замкнутость, обусловленная ненавистью к Византии, облегчила Ее завоевание арабами. Принудительная исламизация привела к значительному упадку. Вследствие этого Коптский патриарх Кирилл IV (ум. 1860) начал переговоры с преосвященным Порфирием (Успенским) о воссоединении с Православием, но был отравлен, а его противники вошли в унию с Римом (1898). Находится в евхаристическом общении с Армянской и Сирийской Церквами. Богослужение проводится на арабском и коптском языках.

Эфиопская (Абиссинская) Православная Церковь -до 1959 г. часть Коптской Православной Церкви, а затем - автокефалия. При царе Сисинии (1607-1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632-1667), изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаются чрезвычайным богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Имеется много пустынных монастырей.

Сиро-Яковитская Православная Церковь, из семьи "монофизитских" Церквей, образована в 540-е гг. сирийским монофизитским еп. Яковом Барадеем. Выдержав жестокую борьбу с империей, яковиты в 610 г, отдали себя под владычество наступавших персов. В 630 г., при императоре Ираклии, частично приняли монофелитство. В начале VIII в., спасаясь от арабов, бежали в Египет и Сев.-Зап.Африку. Расселились и в восточном направлении по всему Междуречью до самой Индии, где в 1665 г. вошли в унию с Малабарскими христианами.

Малабарская Православная Церковь, по преданию, восходит к общинам, основанным в Индии ап. Фомой на т.н. Малабарском берегу. В V в. организационно принадлежала к несторианскому Патриархату "Селевкия-Ктесифон", влияние которого в Аравии и Северной Индии было доминирующим. Тем не менее "христиане ап. Фомы" не стали несторианами. После разгрома Северной Индии Тамерланом в конце XIV в., Малабарское побережье было открыто португальцами (1489 г. Васко-да-Гама) и началась принудительная латинизация (Соб. в Диампере, 1599). Это привело к расколу 1653 г., когда наибольшая часть Малабарских христиан отделилась от навязанной им испанцами унии и присоединилась к Сиро-Яковитской Церкви, которая доминировала на севере (1665). Эта объединенная Церковь носит теперь название Сирийская Православная Церковь Индии.

Сиро-Персидская (Ассирийская) Церковь, из т.н, "несторианских", образована в 484г. на базе Персидской.("Халдейской") Церкви и Патриархата "Селевкия-Ктесифон" (современный Багдад). Распространилась по всей Аравии, Северной Индии и Центральной Азии (до Китая включительно) среди тюркских и монгольских народов. В VII-ХI вв. - самая обширная по территории христианская Церковь. В XIV в. почти полностью уничтожена Тамерланом. В 1898 г. несколько тысяч айсоров (ассирийских христиан) из Турции во главе с арх. Урмийским Мар Ионой перешли в Русскую Православную Церковь.

Маронитская Церковь - единственная с монофелитской христологией. Образовалась в конце VII в., когда византийское правительство переселило племя исаврийских монофелитов из Тавра в Ливан. Центром новой Церкви стал монастырь прп. Марона, основанный в IV в. близ Апамеи. Церковь существовала среди ливанских горцев до эпохи крестовых походов. В 1182 г, маронитский патриарх заключил унию с Римом и получил звание кардинала. Остальные общины вошли в унию в 1215 г. Поэтому догматика маронитов близка к католической, однако священники не соблюдают целибат. Богослужения проводятся на среднеассирийском языке.

Хостинг от uCoz