Вселенское Православие - это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Теоретически все Церкви Вселенского Православия равны, хотя фактически Русская Православная Церковь претендует на главную роль (Москва - третий Рим), а Вселенский Константинопольский Патриархат ревниво блюдет свое почетное "первенство чести". Вселенское Православие состоит из 15-ти автокефальных и нескольких автономных Церквей.
Это, в основном, т.н. "не-халкидониты", т.е. Восточные Церкви, по тем или иным причинам не принявшие Халкидонский (IV Вселенский) Собор. По своему происхождению делятся на "монофизитские" и "несторианские", хотя очень далеко ушли от этих древних ересей.
Константинопольская Православная Церковь, по преданию, основана ап. Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия. В ЗЗО г. император Константин Великий основал на месте Византия новую столицу Римской империи - Константинополь. С З81 г. автокефальная архиепископия, с 451 г. - патриархат, центр т.н. "императорских ересей", боролся за первенство с Александрийской Церковью; а затем - с самим Римом. В 1054 г. отношения с Римской Церковью были окончательно разорваны и лишь в 1965 г. частично восстановлены. С 1453 г. Константинопольский Патриархат существует на территории мусульманской Турции. Однако его юрисдикция простирается за границы турецкого государства и обнимает весьма значительные церковные области: Афон, Финляндскую Автономную Церковь, полуавтономную Критскую Церковь, Епископские кафедры в Западной Европе, Америке, Азии и Австралии.
Александрийская Православная Церковь, по преданию, основана около 67 г. апостолом Марком в столице Северного Египта Александрии. С 451 г. - патриархат, третий по значению после Рима и Константинополя. Однако уже в конце V - начале VI века Александрийская Церковь была сильно ослаблена монофизитской смутой. В VII веке. Она окончательно пришла в упадок в связи с арабским нашествием, а в начале ХVI века была завоевана турками и до последнего времени находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя. Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.
Антиохийская Православная Церковь, по преданию, основана около 37 г. в Антиохии апостолом Павлом и Варнавой. С 451 г. - патриархат. В конце V - нач. VI веков ослаблена монофизитской смутой. С 637 г. попала под власть арабов, а в начале XVI века захвачена турками и пришла в упадок. Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.
Иерусалимская Православная Церковь - древнейшая из Православных Церквей, первым епископом которой считается апостол Иаков, брат Господень (+ около 63г.}. После Иудейской войны 66-70 гг. была разорена и уступила свое первенство Риму. С IV века постепенно восстанавливается. В VII веке приходит в упадок в связи с арабским нашествием
Синайская Церковь - имеет 23 храма и 27 монастырей, из которых самый большой - монастырь Св. Гроба. В самом Иерусалиме насчитывается не более 8 тысяч православных верующих. Богослужение совершается на греческом и арабском языках.
Русская Православная Церковь - основана в 988 г. при св. князе Владимире I как митрополия Константинопольской Церкви с центром в Киеве. После татаро-монгольского нашествия кафедра митрополии в 1299 г. перемещена во Владимир, а в 1325 г. - в Москву. С 1448 г. - автокефалия (1-й независимый митрополит - свт. Иона). После падения Византии (1553 г.) и до сих пор претендует на звание "третьего Рима". С 1589 г. - патриархат (1-й патриарх - свт. Иов). С 1667 г. сильно ослаблена старообрядческим расколом, а затем петровскими реформами: Патриаршество было упразднено - учрежден т.н. Святейший Синод, назначаемый императором. Соборы созывать не разрешалось. После падения самодержавия был созван Поместный Собор 1917-18 гг., который вернул Церкви каноническое возглавление (св. патриарх Тихон). В то же время Церковь испытала сильное гонение от советской власти и претерпела ряд расколов (крупнейший из которых, "карловацкий", существует до сих пор). В 1930-е гг. она была на грани исчезновения. Только с 1943 г. началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата. На Поместном Соборе 1971 г. произошло примирение со старообрядцами.
Сербская Православная Церковь основана в конце IX в. С 1219 г. - автокефалия. С 1346 г. - первый (т.н. Печский) Патриархат. В XIV в. попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 г. обрела независимость, но через два века снова оказалась в подчинении у Константинополя. Только в 1879 г. вновь стала автокефальной. На территории соседней Македонии христианство известно еще со времен апостола Павла. С IV по VI в. Македонская Церковь попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. В конце IX - нач. XI в. имела статус автокефалии (с центром в Охриде) и, возможно, участвовала в Крещении Руси. Особая церковная судьба была у Черногории и т.н. Буковинской Митрополии. Объединение всех этих православных областей в единую Сербскую Церковь произошло в 1919 г. С 1920 г, восстановлен Сербский Патриархат. Фашистская оккупация и последующий социалистический период нанесли Сербской Церкви значительный урон. Обострились националистические тенденции. В 1967 г. Македония отъединилась в самочинную автокефалию.
Румынская Православная Церковь. Первые епархии на этой территории известны с IV в. Долгое время они находились в церковной зависимости от Константинопольского Патриархата. С XIV в. - под властью турок. В первой половине XIX века, временно присоединены к Русской Церкви. В 1865 году (через 3 года после образования Румынского государства) местная Церковь провозгласила себя автокефальной, но Вселенский Патриархат признал это только в 1885 г.
Болгарская Православная Церковь основана в 865 г. при св. князе Борисе. С 870 г, - автономная Церковь в рамках Константинопольского Патриархата. С 927 г. автокефальная архиепископия с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в, Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя. После упорной борьбы в 1872 г. была самочинно восстановлена Болгарская автокефалия, объявленная Вселенским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г, схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.
Грузинская Православная Церковь основана в начале IV в. трудами св. равноапостольной Нины (+ ок. 335). Первоначально подчинялась Антиохийскому Патриархату. С 487 г. - автокефальная Церковь с центром в Мцхете (резиденция верховного Католикоса). При Сассанидах (VI - VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI - XVIII вв.) - с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку Грузинского Православия. Следствием тяжелого политического положения страны было вступление ее в состав Российской империи (1783). Грузинская Церковь перешла в ведение Святейшего Синода на правах экзархата, а звание Католикоса было упразднено. Экзархи же назначались из русских, что в 1918 г, явилось причиной церковного разрыва с Россией. Однако в 1943 г. Московская Патриархия признала автокефалию Грузинской Церкви как самостоятельного Патриархата. Возглавляет Ее Католикос.
Кипрская Православная Церковь, по преданию, основана апостолом Варнавой в 47 г. Первоначально - епархия Антиохийской Церкви. С 431 г. - автокефальная архиепископия. В VI в. попала под арабское иго, от которого освободилась только в 965 г. Однако в 1091 г. остров Кипр был захвачен крестоносцами, с 1489 по 1571 г. принадлежал Венеции, с 1571 - туркам, с 1878 г. -англичанам. Только в 1960 г. Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой.
Элладская (Греческая) Православная Церковь. Христианство на ее территории появилось при ап. Павле. С IV в. Греческие епископские кафедры входили в состав то Римской, то К-Пльской Церкви. В 1453 г. Греция была завоевана турками и вошла в юрисдикцию К-Пльского Патриархата, Только в 1830 г. Греция добилась независимости и начала борьбу за автокефалию, которую получила в 1850 г. Но, едва освободившись от Константинополя, она попала в зависимость от короля. Только по Конституции 1975 г. Церковь была, наконец отделена от государства. В то же время (в 1960-е гг.) от Элладской Православной Церкви откололась так называеммая Истинно-Православная Церковь Греции (старого стиля).
Польская православная Церковь основана в 966 г, при князе Мешко I. После разделения Церквей православные доминировали, в основном, в восточных областях, где в 1235 г. учредили епископскую кафедру в городе Холм (позже - в Перемышле). Но в 1385 г. князь Ягайло объявил свое государство католическим, что послужило причиной перехода православных в католицизм. В 1596 г. православные еппископы во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли на Брестском Соборе юрисдикцию Папы Римского. Эта т.н. Брестская уния длилась до 1875 г., когда, после раздела Польши, была восстановлена православная Холмская епархия. В 1918 г. Польша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная Церковь, выделившись в самочинную автокефалию, все более деградировала. Только в 1948 г. по инициативе Московской Патриархии Польская Автокефалия была признана, и положение Ее упрочилось.
Чехословацкая Православная Церковь основана на территории Чехии (в Моравии) в 863 г. трудом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии. Но в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической Церковью. Только в 1920 г. благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. После Второй мировой войны они обратились за помощью к Московской Патриархии и были организованы сначала в экзархат, а с 1951 г, - в Автокефальную Чехословацкую Православную Церковь.
Американская Православная Церковь. В 1794 г., монахи Валаамского Спасо-Преображенского монастыря создали первую православную миссию в Америке. Своим апостолом американские православные считают прп. Германа Аляскинского (+ 1837). При арх. Тихоне (впоследствии - св.патриархе) кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. В первые же годы советской власти контакты с ней оказались очень затрудненными. Американских иерархов подозревали в связи с ГПУ усиливались нестроения. В этой связи в 1971 г. Московский Патриархат даровал Американской Церкви автокефалию. Это решение вошла в противоречие с интересами Вселенского Патриархата, который уже имел в своей юрисдикции 2 млн. американских православных. Поэтому Американская Автокефалия до сих пор не признана Константинополем, но существует de facto. Богослужение проводится на английском языке.
Армянская Апостольская Церковь, по преданию, восходит к аппостолам Фаддею и Варфоломею. Исторически образована в 320-е гг, трудами святого Григория Просветителя (ум. 335), сын и преемник которого, Аристакес, был участником I Вселенского Собора В своей догматике основывается на постановлениях трех первых Вселенских Соборов и придерживается христологии свт. Кирилла Александрийского (т.н. миафизитство). В IV Вселенском Соборе не участвовала по объективным причинам и постановлений его (искаженных переводом) не признала. В период с 491 по 536 г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви. Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В настоящее время имеет епархии в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.
Коптская Православная Церковь, из семьи т.н. "монофизитских" Церквей, образована в период с 536 по 580 г. в среде египетских коптов. Национальная замкнутость, обусловленная ненавистью к Византии, облегчила Ее завоевание арабами. Принудительная исламизация привела к значительному упадку. Вследствие этого Коптский патриарх Кирилл IV (ум. 1860) начал переговоры с преосвященным Порфирием (Успенским) о воссоединении с Православием, но был отравлен, а его противники вошли в унию с Римом (1898). Находится в евхаристическом общении с Армянской и Сирийской Церквами. Богослужение проводится на арабском и коптском языках.
Эфиопская (Абиссинская) Православная Церковь -до 1959 г. часть Коптской Православной Церкви, а затем - автокефалия. При царе Сисинии (1607-1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632-1667), изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаются чрезвычайным богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Имеется много пустынных монастырей.
Сиро-Яковитская Православная Церковь, из семьи "монофизитских" Церквей, образована в 540-е гг. сирийским монофизитским еп. Яковом Барадеем. Выдержав жестокую борьбу с империей, яковиты в 610 г, отдали себя под владычество наступавших персов. В 630 г., при императоре Ираклии, частично приняли монофелитство. В начале VIII в., спасаясь от арабов, бежали в Египет и Сев.-Зап.Африку. Расселились и в восточном направлении по всему Междуречью до самой Индии, где в 1665 г. вошли в унию с Малабарскими христианами.
Малабарская Православная Церковь, по преданию, восходит к общинам, основанным в Индии ап. Фомой на т.н. Малабарском берегу. В V в. организационно принадлежала к несторианскому Патриархату "Селевкия-Ктесифон", влияние которого в Аравии и Северной Индии было доминирующим. Тем не менее "христиане ап. Фомы" не стали несторианами. После разгрома Северной Индии Тамерланом в конце XIV в., Малабарское побережье было открыто португальцами (1489 г. Васко-да-Гама) и началась принудительная латинизация (Соб. в Диампере, 1599). Это привело к расколу 1653 г., когда наибольшая часть Малабарских христиан отделилась от навязанной им испанцами унии и присоединилась к Сиро-Яковитской Церкви, которая доминировала на севере (1665). Эта объединенная Церковь носит теперь название Сирийская Православная Церковь Индии.
Сиро-Персидская (Ассирийская) Церковь, из т.н, "несторианских", образована в 484г. на базе Персидской.("Халдейской") Церкви и Патриархата "Селевкия-Ктесифон" (современный Багдад). Распространилась по всей Аравии, Северной Индии и Центральной Азии (до Китая включительно) среди тюркских и монгольских народов. В VII-ХI вв. - самая обширная по территории христианская Церковь. В XIV в. почти полностью уничтожена Тамерланом. В 1898 г. несколько тысяч айсоров (ассирийских христиан) из Турции во главе с арх. Урмийским Мар Ионой перешли в Русскую Православную Церковь.
Маронитская Церковь - единственная с монофелитской христологией. Образовалась в конце VII в., когда византийское правительство переселило племя исаврийских монофелитов из Тавра в Ливан. Центром новой Церкви стал монастырь прп. Марона, основанный в IV в. близ Апамеи. Церковь существовала среди ливанских горцев до эпохи крестовых походов. В 1182 г, маронитский патриарх заключил унию с Римом и получил звание кардинала. Остальные общины вошли в унию в 1215 г. Поэтому догматика маронитов близка к католической, однако священники не соблюдают целибат. Богослужения проводятся на среднеассирийском языке.