Этот ранний период церковной истории охватывает три века - до Никейского (1-го Вселенского) Собора.
Первый век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. Миссия апостолов Павла и Варнавы показала, что для успеха проповеди не следует связывать обращаемых язычников устаревшим иудейским законом. Апостольский Собор 49 г.в Иерусалиме утвердил эту практику. Но не все были согласны с его решением. Так называемые "иудействующие" образовали раскол эвионитов и назореев. Эти первые десятилетия иногда называют временем "иудео-христианства", когда Новозаветная Церковь еще существовала внутри Ветхозаветной, христиане посещали Иерусалимский храм и т.д. Иудейская война 66-70гг. положила конец этому симбиозу. Она началась с восстания иерусалимских националистов против римской власти. Нерон направил на усмирение провинции Веспасиана и Тита. В итоге Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен.
После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи - Риму. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.
сщмч. Игнатий Богоносец. Второй еп. Антиохийский, осужденный на смерть в гонение имп. Траяна. Конвоирован в Рим для растерзания львами на арене Колизея. По пути написал 7 посланий к местным Церквям.
сщмч. Поликарп Смирнский - ученик ап. Иоанна Богослова, второй еп. города Смирны. Свидетель мученического пути св. Игнатия. Сам был сожжен на костре в гонение имп. Марка Аврелия в 156 г. (каноническая дата - 167 г.).
сщмч. Дионисий Ареопагит - ученик ап. Павла и первый еп. Афинский, по профессии - философ. Ему приписываются несколько писем и трактаты по христианской мистике. По преданию, ок 95 г. он был послан св. папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию и там погиб в гонение Домициана ок. 96 г.
Св. Климент, папа Римский (88?-97?) - ученик ап. Петра, выдающийся проповедник (сохранилось его послание к Коринфянам), он был в гонение имп. Траяна сослан в Крымские каменоломни и ок. 101 г. утоплен.
Ок. 138 -140 гг. в Риме начали свою проповедь еретики-гностики: Валентин, Кердон и Маркион.Гностицизм подменял веру эзотерическим знанием (гносисом). Это была попытка развития христианства через модели языческой философии, иудейской мистики и магии. Недаром предтечей гностицизма считается Симон Волхв (Деян. VIII. 9-24). Гностики использовали также учение докетов о "кажимости" воплощения Христова и ересь Николаитов, считавших, что Христос освободил их от законов нравственности. Подобно им, многие гностики вели нарочито безнравственный образ жизни, ибо видели свое оправдание уже не в Христе, а в изощренности собственных доктрин.
Сщмч. Ириней Лионский считается отцом христианской догматики. Он был учеником: сщмч. Поликарпа Смирнского, а ок. 180 г. стал еп. Лионской Церкви в Галлии, где. написал обширный труд "Пять книг против ересей". Мученически погиб в гонение имп. Септимия Севера ок. 202 г.
Мч. Иустин Философ из Самарии. Философ-платоник, после своего обращения (ок. 133) прибывший в Рим, где основал богословскую школу дпя борьбы с еретиками-гностиками. Написал 3 апологии. Погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.
Лаодикийский Собор 170 г. был первым крупным Собором после апостольского времени. На нем решался вопрос о дне празднования Пасхи.
Квинт Тертуллиан также был выдающимся богословом и одним из поздних апологетов. Жил в Карфагене (Сев. Африка), где ок. 195 г. стал пресвитером. Гениальный антиномист и автор многих политических трактатов, он знаменит своим ригоризмом и пародоксальным противопоставлением веры разуму ("Верую потому, что абсурдно"). Этот воинственный иррационализм ок. 200 г, увел его из Церкви в секту монтанистов.
Пантен - африканский филосов стоик. Преобразовал Александрийское огласительное училище (по преданию основанное апостолом Марком) в богословскую школу. Здесь родилась древнейшая традиция Александрийского богословия (Ориген, свт. Афанасий Великий, свт. Кирилл Александрийский и др.)
Климент Александрийский (ум. 215) -ученик Пантена, автор знаменитой трилогии "Протрептик" - "Педагог" - "Строматы". Климент развил тенденцию св. Иустина Философа к гармоническому сочетанию веры и разума, но в целом его богословие скорее эклектично, чем систематично.
Сщмч. Ипполит Римский - ученик сщмч. Иринея Лионского, философ, апологет, экзегет, ересеолог и церковный писатель, еп. порта Римского, Его главная работа "Опровержение всех ересей" (в 10-ти кн.) направлена против гностиков. Боролся также против антитринитарного учения Савеллия. Мученически погиб в гонение имп. Максимина Фракиянина ок. 235 г.
Савеллий - еретик, пресвитер Ливийский, в нач. III в. прибыл в Рим и стал учить, что Бог не троичен и все три Лица - только модусы Его Единичности, которая проявляется последовательно: сначала в, виде Отца, затем - Сына и наконец -Духа. Это антитринитарное учение имело такие же последствия на Западе, как схожая ересь Павла Самосатского на Востоке.
Ориген Александрийский (ум. 253), энциклопедически образованный и очень плодовитый автор, крупнейший экзегет ("Гексапла"), догматист ("0 началах") и апологет ("Против Цельса"). Но в своей попытке согласовать христианство с высшими достижениями эллинской мысли он допустил уклон в сторону неоплатонизма, впоследствии частично отвергнутый Церковью.
Свт. Дионисий, еп. Александрийский (ум. 265) - ученик Оригена, ок. 232 г. возглавил Александрийскую школу. Автор первой Пасхалии, известен своей обширной перепиской, а также полемикой с еретиками монархианами.
Свт. Григорий Чудотворец (ум. 270) - ученик Оригена, выдающийся аскет и чудотворец, молитвенно стяжавший богооткровенный Символ веры. Впоследствии - еп. Неокесарийский, глубокий проповедник и борец с ересью Павла Самосатского.
Монтанизм - ересь бесконтрольного экстатического пророчества, появившаяся во Фригии в середине II в. и названная по имени своего основателя, Монтана, бывшего жреца Кибеллы, фанатичного ригориста и апокалиптика.
Манихейство - дуалистическая ересь, заимствовавшая из персидского зороастризма принципиальное равенство доброго и злого начал (скрытое двубожие);
В 251 г. на Церковь обрушилось гонение имп. Декия. В Риме погиб папа Фабиан и его кафедра пустовала целых 14 месяцев. Замечательный богоспов Киприан еп. Карфагена вынужден был бежать и скрываться. Не все христиане могли выдержать жестокие пытки - некоторые отрекались от Христа и отпадали от Церкви, По окончании гонения встал вопрос: можно ли принимать их обратно: Свт. Киприан Карфагенский и новый папа Корнелий считали, что это возможно. Ригористически настроенный римский пресвитер Новатиан считал, что Церковь не должна прощать и пачкаться грешниками. Он обвинил Корнелия в недопустимых послаблениях, а себя провозгласил истинным преемником Фабиана (т.н. антипапа) и главой т.н. "Церкви чистык" ("кафаров"). Свт. Киприан и Корнелий на Соборе 251 г. отлучили "новатиан" от Церкви за немилосердие и нарушение канонической дисциплины. Во время след. гонения сщмч. Киприан добровольно принял смерть за Христа. Такова история одного из первых дисциплинарных расколов (т.н. Новатианского).
Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства "Диоклетиановым гонением" (302-311), целью которого было полное уничтожение Церкви. Но, как это всегда бывает, гонение только способствовало утверждению и распространению христианства. Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. В 313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания (т.н. "Миланский эдикт"). Часть африканских епископов во главе с Донатом (соперником законного еп. Цецилиана) учинила новый раскол, провозгласив себя "Церковью мучеников", а остальных - предателями и соглашателями с безбожной государственной властью. Так начался новый период истории Церкви.