Начало   Статьи   Веб-каталог   Энциклопедия   Гостевая книга   Почта

Христианство

Период Вселенских Соборов

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

I Вселенский (I Никейский) Собор (325) был созван императором Константином Великим для осуждения ереси Александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению; 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Они также составили первые семь членов Символа веры и зафиксировали преимущества еппископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).

II Вселенский (I Константинопольский) Собор (381) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван императором Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Св.Духа, считая Его творением Сына. 150 восточных епископов утвердили истину о единосущии Святого Духа со Отцом и Сыном, составили пять остальных членов Символа веры и зафиксировали преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского - "потому что город сей есть второй Рим" (3-й канон).

III Вселенский (I Эфесский) Собор (431) открыл эпоху христологических споров (о Лице Иисуса Христа). Он был созван для осуждения ереси Константинопольского епископа Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с которым Бог впоследствии соединился нравственно и благодатно обитал в Нем, как в храме. Таким образом, Божественная и человеческая природы во Христе оставались разделенными. 200 епископов Собора утвердили истину о том, что обе природы во Христе соединены в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась).

IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451) был созван для осуждения ереси Константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природы во Христе. При этом Божество неизбежно поглощало человечество (т.н. монофизитство). 630 епископов Собора утвердили антиномическую истину о том, что две природы во Христе соединены "неслиянно и неизменно" (против Евтихия), "нераздельно и неразлучно" (против Нестория). Каноны Собора окончательно зафиксировали т.н. "Пентархию" - соотношение пяти патриархатов.

V Вселенский (II Константинопольский) Собор (553) был созван императором Юстинианом I для умиротворения возникшей после Халкидонского Соборе монофизитской смуты. Монофизиты обвиняли приверженцев Халкидонского Собора в скрытом несторианстве и в подтверждение этого ссылались на трех сирийских епископов (Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Иву Эдесского), в писаниях которых действительно звучали несторианские мнения. Для того чтобы облегчить присоединение монофизитов к Православию, Собор осудил заблуждения трех учителей ("трех глав"), а также заблуждения Оригена.

VI Вселенский (III Константинопольский) Собор (680-681; 692) был созван для осуждения ереси монофелитов, которые, хотя и признавали в Иисусе Христе две природы, но объединяли их одной Божественной волей. Собор 170-ти епископов утвердил истину о том, что Иисус Христос как истинный Бог и истинный Человек имеет две воли, но его человеческая воля не противна, а покорна Божественной. Таким образом, было завершено раскрытие Христологического догмата.

VII Вселенский (II Никейский) Собор (787) был созван императрицей Ириной для осуждения т.н. иконоборческой ереси - последней императорской ереси, которая отвергала иконопочитание как идолопоклонство. Собор раскрыл догматическую сущность иконы и утвердил обязательность иконопочитания.

Свт. Николай, арх. Мир Ликийских (ум. ок. 345 - 351) - великий угодник Божий, родом из Патар. В 290-е гг. - еп. Патарский. Ок. 300 г. - еп. Мир Ликийских. Претерпел мученичество за веру и длительное темничное заключение в гонение имп. Галерия (305 - 311). Впоследствии - участник I Вселенского Собора. Особенно прославлен как чудотворец.

Арианство - первая массовая ересь антитринитарного характера, рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием (256 - 336), который учил, что Сын Божий не совечен Отцу, а является Его высшим творением, т.е. Богом только по имени. а не по сущности. I Всел. Собор (325) осудил это учение, утвердив единосущие Сына с Отцом. Но императоры Констанций (337 - 361 ) и Валент (364 - 378) поддержали последователей Ария и подчинили им почти всю Церковь. Борьбу с этим модернизированным арианством до самого конца века вели свт. Афанасий Великий и т.н. Великие Каппадокийцы.

Вульфила (умер. 381) - просветитель готов. Он род. ок. 311 г. в христианской семье, вывезенной готами из Малой Азии. До 30 лет был проповедником. В 341г. принял в К-Пле арианское рукоположение и в качестве первого епископа готов заразил этой ересью германские народы. Составил готский алфавит и перевел на него Библию.

Свт. Афанасий Великий (ок. 297 - 373) - опровергал Ария на I Всел. Соборе, еще будучи диаконом. Тогда же (ок. 320), в раннем сочинении "Слово о воплощении Бога-Слова", учил, что "Оно вочеловечилось, чтобы мы обожились" (гл. 54), выразив в одной богодухновенной интуиции всю суть Православия. С 326 г. - еп. Александрийский. В годы арианской реакции 5 раз был лишен кафедры и в общей сложности 17 лет провел в изгнании и ссылке. Жил в пустыне среди основателей монашества. Написал житие прп. Антония, множество сочинений против ариан ("История ариан" и др.), две книги против Аполлинария Лаодикийского о православном смысле воплощения и др. Из его -- богословия и родилась "ортодоксия" (т.е. Православие), поэтому свт. Афанасия именуют "отцом Православия".

Свт. Иларий Пиктавийский (умер. 366) - лидер Галльских епп. в период борьбы с арианством ("Афанасий Запада"). С 353 г. - еп. Пиктавии (Пуатье). На арианском Соборе в Милане (355) осужден и сослан во Фригию, где написал трактат о Троице. Положил начало латинской тринитарной терминологии. По смерти арианского имп. Констанция восстановил на Парижском Соборе Никейское исповедание. Составил т.н. Галльскую Литургию. Видный экзегет и подвижник, учитель св. Мартина Турского.

Свт. Мартин Турский (умер.397) - еще будучи солдатом вел целомудренную и воздержанную христианскую жизнь. После отставки (372) - ученик свт. Илария. С 379 г. - еп. Тура, строгий аскет, основатель Галльского монашества. Построенный им м-рь Мармутье стал центром христианизации Галлии. Здесь воспитывались будущие епп., миссионеры и подвижники. Свт. Мартин - национальный святой Франции.

"Великие Каппадокийцы":

Пневматомахия, или "ересь духоборцев", которую связывают с именем Константинопольского еп. Македония (342-361). Была подхвачена поздними арианами как естественное продолжение своей доктрины: не только Сын, но и Св. Дух являются тварными и лишь подобносущими Отцу. Ересь эту, в числе других, осудил II Всел. Собор.

Свт. Епифаний Кипрский (ум. 403) - уроженец Палестины, подвижник, ученик прп. Илариона Великого. С 367. г. еп. Константа (на Кипре). Владея многими языками, собирал всевозможные сведения о различных ересях. Главное сочинение "Книга противоядий" перечисляет 156 ересей. В трактате "Анкорат" (греч. "Якорь") раскрывает Православное учение.

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407) - один из трех Вселенских учителей, блестяще образованный проповедник и экзегет из Антиохийской школы Диодора Тарсийского. С 370 г, - подвижник, с 381 г. -диакон, с 386 - пресвитер, с 398 - патриарх К-Пльский, Его пастырская бескомпромиссность вызвала обиды императрицы Евдоксии и интриги завистников. В 404 г. был неправедно осужден и сослан. В пути скончался. Оставил громадное литературно-богословское наследие (более 800 одних только проповедей) и чин Божественной Литургии.

Свт. Амвросий Медиоланский (умер.397) - вначале знатный и блестяще образованный наместник Лигурии. В 374 г. неожиданно избран еп. Медиолана (Милана). Изучив труды Вел. Каппадокийцев, боролся с арианством, обращал германские народы. Видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист ("Златоуст Запада"). Учитель Августина Блаженного.

Блаженный Августин (умер.430) - крупнейший богослов Зап. Церкви, "Отец Католицизма" (в католической традиции: "учитель Церкви"). Получил риторическое образование, 10 лет провел в секте манихеев. В 387 г. под влиянием свт. Амвросия Медиоланского принял крещение. С 391 г, - пресвитер, а с 395 - еп. Гиппона (Сев. Африка). Пишет свою знаменитую "Исповедь". В процессе борьбы с расколом донатистов и ересью Пелагия формирует свои доктрины первородного греха, благодати и предопределения. Под впечатлением падения Рима (410) создает свой главный труд "0 граде Божием" (426) - христианскую историософию.

Пелагий (умер.420) - еретик из Британии, прославился строгой и нравственной жизнью. Ок. 400 г. приехал в развращ нный Рим, где начал учить, что любой человек может своими силами преодолеть зло и достичь святости. Отвергал необходимость благодати, наследственность первородного греха и т.д. Дважды осужден как еретик (416 и 418), после чего уехал на Восток и вскоре умер. Его ученики Целестий и Юлиан Экланский также сводили христианство к морализму.

Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине.

Во всех трех названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель прп. Антоний Великий еще в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик - прп. Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а прп. Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси. Таким образом монашество возникает сразу в трех формах: отшельничество, скитское житие и общежитие.

В Палестине основателями монашества были прп. Харитон Исповедник - строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и прп. Илларион Великий, - строитель Лавры у Маюма (ок 338),

В Сирии - прп. Иаков Низибийский (ум. 340-е) и его ученик прп. Ефрем Сирин (ум. 373), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы поэт-псалмопевец.

Блаж. Иероним Стридонский (умер.420) - монах-эрудит, знаток античной и христианской письменности. Ок. 370 г. путешествует по Востоку, изучая богословие и еврейский язык. С 381 по 384 - советник папы Дамасия. С 386 г. отшельничает близ Вифлиема, основывает у пещеры Рождества киновию (388), переводит на латинский язык Библию (405) и пишет ряд богословских трудов, из которых наиболее известен "0 знаменитых мужах".

С V в. начинается эпоха христологических ересей (о Лице Иисуса Христа).

Аполлинарий Лаодикийский (ум. 390) - богословствующий философ, участник I Всел. Собора и борец против ариан, а с 346 по 356 г. - еп. Лаодикии Сирийской. С 370 г. он развивал очень рискованную христологию, согласно которой "Христос есть Логос в человеческой оболочке", т.е, воплощенный Божественный ум, а разумная часть человеческой души (т.е. человеческой природы !) в Нем отсутствует. Учение это было осуждено на II Всел. Соборе. Но вопрос об образе соединения двух природ во Христе оставался открытым.

Несторианство - христологическая ересь, названная по имени К-Пльского патриарха Нестория (428-431), который учил, что Деву Марию следует называть Христородицей, т.к. Она родила не Бога, а только человека Христа, к которому Божество присоединилось впоследствии и обитало в Нем как в храме. Т.е. две природы во Христе так и остались разделенными ! Эта концепция раздельного и параллельного функционирования в Богочеловеке двух Его природ осуждена на III Всел. Соборе (431) по инициативе свт. Кирилла Александрийского. Однако выступление его против Нестория было поспешным и не очень внятным. Оно породило недоумения и раскол. Спасаясь от преследований, противники свт. Кирилла эмигрировали во враждебную Византии Персию (т.н. халдейские христиане) и на Соборе 499 г.- отделились от К-Пльской Церкви. образовав собственный патриархат с резиденцией в городе Селевкия-Ктесифон (совр. Багдад).

Свт. Кирилл еп. Александрийский (ум. 444) - богослов-эрудит (знаток Платона и греческой философии), углубленный иррационалист, резкий и темпераментный полемист, он по праву венчает на Востоке "Золотой век патристики", и его творения являются вершиной Александрийского богословия. Однако пренебрежение к "рацио" делало его понятия не вполне четкими. Он, например, не различал термины "природа" и "ипостась" и допускал выражения типа "единая природа Бога-Слова воплотившегося". Эту буквально понятую "единую природу" Христа и начал обосновывать его горячий сторонник архимандрит Евтихий в своей борьбе против несториан. Таким образом Евтихий впал в противоположную крайность: монофизитство. Это - христологическая ересь, утверждающая, что хотя Богочеловек рождается из двух природ, но в акте их соединения Божественная природа поглощает человеческую. И потому Христос уже не единосущен нам по человечеству.

II Эфесский разбойничий Собор (449) под председательством еп. Диоскора (преемника свт. Кирилла Александрийского) силовым способом утвердил на Востоке монофизитскую ересь в качестве истинно православного исповедания. Но св.папа Лев Великий назвал этот собор "разбойничьей сходкой" и настоял на созыве нового Всел. Собора в Халкидоне (451), который осудил как несторианство, так и монофизитство. Истинное учение Собор выразил в непривычной антиномической форме ("неслиянно" и "нераздельно"), которая вызвала соблазн и продолжительную "монофизитскую смуту".

Свт. Лев I Великий (умер.461) - папа Римский с 440 г. Боролся с пелагианами на Западе и с монофизитами на Востоке. Настоял на созыве Халкидонского Собора (451), который руководствовался его знаменитым христологическим посланием к свт. Флавиану. В 452 г, спас Рим от нашествия гуннов Аттилы. В 455 г, выкупил свою паству при разорении города вандалами. Значительно укрепил авторитет папской власти.

Монофизиты и соблазнившиеся монахи захватили Александрию, Антиохию и Иерусалим, изгнав оттуда епп. - халкидонитов. Назревала религиозная война. Чтобы предотвратить ее, имп. Зенон в 482 г. издал т.н. Генотикон - компромиссное соглашение с монофизитской иерархией на дохалкидонской основе. Папа Феликс II обвинил К-Пль в отступничестве от Халкидона. В ответ К-Пльский патриарх Акакий (471 - 488) отлучил папу. Так образовалась "Акакиевская схизма" - 35-летний разрыв между Востоком и Западом.

У франков строителем государства стал Хлодвиг I Меровинг (481-511). Победив вестготов и алеманнов, он ок. 496 г. первым из варварских королей принял крещение по католическому обряду. В отличие от своих соседей, которые все были арианами, он стал править, опираясь на католический епископат и получал санкцию Церкви на свою политику. Это привело франкское государство к значительному политическому могуществу и позволило ему впоследствии стать империей.

Прп. Женевьева Парижская (умер.ок. 500) - из знатной галло-римской семьи. В 14 лет приняла монашество. В 451 г. своими молитвами избавила Париж от нашествия Аттилы. В 488 г. во время осады Парижа Хлодвигом, прошла через вражеский стан и привела в голодающий город 12 судов с хлебом. Париж все же капитулировал перед франками, но Хлодвиг склонился перед святой. Вскоре прп. Женевьева стала опорой его жены христианки Клотильды и содействовала обращению короля. Святая покровительница Парижа.

Прп. Савва Освященный (ум. 532) - с восьми лет воспитывался в монастыре, к началу монофизитской смуты (456) пришел в Иерусалимскую пустыню, где стал учеником прп. Евфимия Великого а после его смерти основал Великую Лавру (480-е). В 493 г. поставлен начальником всех отшельнических обителей, для которых написал, первый богослужебный устав; Из его учеников особенно известен прп. Леонтий Византийский (ум. ок. 544).

Прп. Бенедикт Нурсийский (умер.543) - "Отец западного монашества". Родился в Нурсии (ок. Сполето), изучал риторику в Риме. Рано начал анахоретствовать в Субьяко. В 529 г. основал монастырь в Монте-Кассино, для которого написал оригинальный устав, ставший образцом для многих последующих уставов.

Прп. Иоанн Лествичник (ум. ок. 605) - ок 540 г. поступил в Синайский монастырь св. Екатерины, с 565 по 600 г. подвизался в ближней пустыне, а затем. в 75 лет, был избран игуменом Синайской горы и написал свою знаменитую "Лествицу", которая до сих пор является настольной книгой каждого монаха.

Св. имп. Юстиниан (527-565) и его правление - это целая эпоха церковно-политической истории. Сын простого крестьянина, но разносторонне образованный, необычайно деятельный, выдающийся политик, богослов, экуменист, Юстиниан был инициатором V Всел. Собора (553). Но его попытка примирения с монофизитами запоздала, т.к. они уже образовали собственные церковные организации, из которых выросла т.н. Ориентальная семья Древнеправославных Церквей. А грандиозная попытка восстановления единой Римской империи истощила силы Византии и привела к затяжному политическому кризису.

Последняя попытка примириться с монофизитами (и тем самым сохранить религиозную целостность империи) принадлежит имп. Ираклию (610 - 641). Ради этого была изобретена специальная христологическая платформа - Монофелитство - ересь имп. Ираклия и патриарха Сергия, предполагающая, что две природы во Иисусе Христе соединены единством Божественной воли. Осуждена на VI Всел. Соборе (680 - 681 ), который утвердил истину о том, что только две воли во Иисусе Христе позволяют понять Его как Истинного Бога и истинного человека.

В Испании, населенной вестготами, местные еппископы пытаются облегчить их обращение из арианства в католическую веру через введение filioque (Толедский Собор, 589 г.). Вскоре это частное мнение толедских еппископов получит значительное распространение (на правах теологумена).

Свт. Григорий I Великий (умер. 604) - знатного рода и великолепно образованный, он оставил государственный пост ради монашества и истратил все свое состояние на устройство шести монастырей. Допго жил в Византии, где составил чин Литургии Преждеосвященных Даров. С 590 г. - папа Римский. Провел реформу богослужебного пения (т.н. Григорианский Антифонарий). Активно занимался миссионерством (в т.ч. в Англии). За диалог о жизни италийских отцов прозван "Двоесловом".

Колумбан Младший (умер.615) - ученик просветителя Комгела (умер. 602) из южноирландского монастыря Бангор. В 585 г, возглавил миссию 12-ти монахов в Меровингскую Галлию. В Бургундии основал монастыри Анегрей, Люксей и Фонтанель (дпя которых написал устав ок. 590). Обличал королеву франков Брунгильду в безнравственности, за что был изгнан ею (610). Скитался по Галлии, всюду основывая монастыри (последний - в Боббио, во владениях Лангобардского короля, где и умер).

Прп. авва Дорофей (ум. ок. 619) - был учеником прп. Варсонофия Великого. Впоследствии удалился из обители и в конце VI в. основал собственный монастырь, в котором написал для братии свои знаменитые "Душеполезные поучения".

Крещение англов, переселившихся в Вост. Британию с материка, относится к самому концу VI в. и связано с миссией бенедиктинского монаха Августина (умер.604), посланного св. папой Григорием I. В 597 г. миссионеры обращают в христианство Этельберта (560-616) - правителя королевства Кент и учреждают там Кентерберийскую архиепископию. Основываются епархии в Лондинии (Лондоне) и Эбораке (Йорке). Однако на эти древние (с III в.) кафедры претендует также загнанная на Зап. побережье местная старо-Британская Церковь. Обостряются отношения и с национальной Ирландской Церковью.

Кульминационной точкой этого соперничества становится Собор в Уитби (664 г.): на нем встретились члены Ирландской и Римской Церквей. После продолжительного диспута, на котором прелат Уилфред победил местного аскета Кутберта, преимущество перешло к Римской Церкви.

Свт. Иоанн Милостивый, с 609 г. - патриарх Александрийский, который безвозмездно окормлял всех нищих Александрии, за что и был прозван Милостивым. Незадолго до смерти (ум. ок. 619) перехватил переписку патриарха Сергия с лидером монофизитов Георгием Арсом и хотел сразу поднять вопрос о ереси, но не успел.

Свт. Софроний, патр. Иерусалимский (ум. 638) -духовный сын блаж. Иоанна Мосха (ум. ок. 620), с которым он путешествовал по монастырям Сирии, Палестины и Египта (собирая материал для "Луга духовного"). Долго жил в Александрии у свт. Иоанна Милостивого. В 634 г. был избран патриархом Иерусалимским и сразу же выступил с окружным посланием против монофелитов. Но в это время Иерусалим был блокирован арабами и через два года осады разграблен. Во время осквернения храмов свт. Софроний умер в скорбях и печали. Оставил Житие прп. Марии Египетской и толкование Божественной Литургии.

Исидор Севильский (умер. 636) - церковный писатель и ученый, один из "светочей средневековья", с 600 г. - арх. Севильский. Оставил огромное литературное наследство, в т.ч. "Всемирную хронику", "Этимологию" (в 20-ти кн.) и три кн. "Сентенций" (первое систематическое изложение догматики). В католической традиции - "учитель Церкви".

Прп. Максим Исповедник (ум. 662) - главный борец с ересью монофелитов. Секретарь имп. Ираклия, от которого ок. 625 г. удаляется в Кизический монастырь св. Георгия, а затем в Сев. Африку. Становится учеником св. Софрония, а после его смерти уезжает в Рим, где осуждает монофелитство на Латеранском Соборе 650 г. За несогласие с волей императора-еретика был арестован, подвергнут пыткам (усечены язык и правая рука). Умер в Грузинской ссылке, оставив великое богословское наследие. Главный его труд: "Мистагогия" (Тайноведение).

Ересь монофелитства, затронувшая почти всю Восточную Церковь, была, тем не менее, осуждена в Риме на Латеранском Соборе 650 г. под председательством св. папы Мартина, который по приказу имп. Ираклия был схвачен и привезен в Византию, где разделил судьбу прп. Максима Исповедника. Умер в ссылке в 655 г.

Беда Достопочтенный (умер.735) - англосаксонский богослов и историк, один из "светочей средневековья". С 17-ти лет бенедиктинский монах в монастыре Вирмот, затем - в монастыре Ярроу. С 702 г. - пресвитер. Переводчик и комментатор Библии, философ, грамматик. Главный труд: "Церковная история народа англов" (731) - единственный источник по древней английской истории. В католической традиции - "учитель Церкви".

Бонифаций, апостол Германии - также воспитанник англо-саксонского монастыря (в Уэссексе) . С 719 г. - миссионер среди германских племен. С 725 г. еп. Гессена и Тюрингии, основатель ммиссионерской школы. С 732 г. -арх. всей Германии (Председатель общефранкского Собора в Лептине 745).

Иконоборчество - последняя императорская: ересь, которая осуждала иконопочитание как идолопоклонство. Ересь эту воздвигли императоры из династии Исавров. В 726 г. Лев III (717-741) издал здикт против икон и мощей, в 754 г. его сын Константин V (741-775) собрал лжесобор против иконопочитания. Ересь была осуждена на VII Всел. Соборе (787), но несмотря на это император Лев V (813-820) и его преемники возобновили ее. Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г.

Прп. Иоанн Дамаскин (ум. ок. 750) был главным борцом с иконоборческой ересью на ее первом этапе, разработав богословие иконы. Его главный труд "Точное изложение Православной веры" явился образцом для всех последующих изложений христианской догматики. В расцвете сил он ушел с высокого поста (1-й министр калифа Велида) в Лавру прп. Саввы Освященного, где занимался гимнографией, составил гласы "Октоиха" и написал ок. 64-х канонов (в т.ч. Пасхальный).

Прп. Феодор Студит (ум. 826) был главным борцом с иконоборческой ересью на ее втором этапе. Монах, а затем игумен Олимпийского монастыря, он не побоялся отлучить от Церкви самого имп. Константина V, за что был сослан. Царица Ирина вернула его в столичный Студийский монастырь, откуда он бесстрашно обличал Льва V, за что был подвергнут истязаниям и снова сослан в Вифанию, где скончался. Его подвижнические наставления занимают весь IV том Добротолюбия.

Хостинг от uCoz